Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Авиация коалиции США за сутки девять раз нарушила воздушное пространство Сирии
Мир
В Японии исключили поставки летального оружия на Украину
Мир
Трамп-младший сообщил о хорошем самочувствии своего отца после покушения
Армия
Белоусов направил поздравления освобождавшим Урожайное соединениям ВС РФ
Экономика
Российский бизнес стимулируют к бесплатной раздаче продуктов питания
Мир
Генштаб ВСУ заявил о напряженной ситуации на покровском направлении
Происшествия
Вертолет санавиации привлекли для помощи пострадавшим при взрыве в Чечне
Мир
Bloomberg узнало о планах Британии и стран ЕС усилить контроль за танкерами РФ
Мир
Байден поручил усилить охрану Кеннеди-младшего после покушения на Трампа
Происшествия
Лесной пожар под Геленджиком локализован на площади 2 га
Экономика
Выдачи ипотеки на ИЖС в первом полугодии выросли в 2,4 раза
Происшествия
В Курской области на территорию завода дрон ВСУ сбросил взрывное устройство
Происшествия
Лесной пожар произошел под Геленджиком
Общество
Волонтер дала советы по поиску пропавшей кошки
Мир
Трамп выдвинул сенатора Вэнса кандидатом в вице-президенты США
Происшествия
Пожар произошел на предприятии по производству пенопласта в Челябинске
Мир
Покушавшийся на Трампа состоял в стрелковом клубе и помогал больным
Экономика
ЦБ приостановил публикацию статистики внебиржевого валютного рынка

Марьяна Безруких: "Учить читать детей до школы нет смысла"

Обучение письму и чтению - это чрезвычайно сложный и длительный процесс. И для того, чтобы этот процесс был эффективным, необходимо, чтобы созрели механизмы зрительной дифференцировки. Эти механизмы созревают у большей части детей не раньше, чем к 5-6 годам… В последнее время в Москве на всех фонарных столбах висит объявление: 2+3+4+5 иностранных языков детям с двух лет. Но если такие объявления есть, значит, есть и спрос, значит, есть родители, которые готовы так мучить своего ребенка. Результат предсказать очень просто: не будет ни одного иностранного, но не будет и родного русского, потому что ребенку до тех пор, пока у него не сформировался родной язык и родная речь, давать второй язык нецелесообразно
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

15:06 Юлия
Почему наши дети должны сдавать экзамены при поступлении в школу, ведь они идут именно получать знания, а не доказывать и показывать их. Легко набрать умненьких, готовеньких детишек, с которыми легко заниматься, ведь первый, самый трудный шаг уже сделан без участия школы.
На вопрос 'почему?' ответить достаточно сложно. Сложно, потому что это незаконно. И школа не имеет права устраивать экзамены при поступлении детей в первый класс. Однако любой директор школы или завуч объяснят: если дети придут в школу с разной подготовкой, то учителю, я подчеркну - учителю, будет сложно работать с детьми. Это - одна сторона требования школы. Школа, естественно, хочет, чтобы ей было легче. Но есть и другая сторона этого вопроса. Многие родители, особенно те, у которых первый ребенок и в первый раз идет в школу, считают совершенно необходимым дать ему до школы как можно больше, научить его всему тому, что, может быть, будет сложным в первом классе. Они стараются уберечь ребенка от неудач. Но порой интенсивная подготовка ребенка до школы и требования, не всегда соответствующие возможностям ребенка, не только не готовят ребенка к школе, не только не ограждают его от комплекса проблем, которые могут возникнуть в первом классе, но и создают новые проблемы. Очень простой пример: при интенсивной подготовке детей в так называемых дошкольных гимназиях больше 80 процентов детей просто не хотят идти в школу. У них уже есть опыт неудач, опыт негативной оценки их успехов и достижений. У них, как правило, повышена тревожность и снижена мотивация. И вот эти новые проблемы гораздо серьезнее, чем неумение читать и писать. Этому школа может и должна учить ребенка тогда, когда он приходит учиться.

15:12 Анатолий
Некоторые родители начинают учить своих чад читать и писать уже с трех лет! Есть ли в этом смысл??? Спасибо
Сразу отвечу на вопрос коротко, а потом объясню почему. Смысла нет. Дело в том, что обучение письму и чтению - это чрезвычайно сложный и длительный процесс. И для того, чтобы этот процесс был эффективным, для того, чтобы ребенок, действительно научился читать, а не угадывать, не просто различать сочетание двух или трех буквенных знаков, необходимо определенная зрелость мозга ребенка. Необходимо, чтобы созрели механизмы зрительной дифференцировки. Эти механизмы созревают у большей части детей не раньше, чем к 5-6 годам. И фактически большая часть детей, которых мы учим читать до этого возраста, осваивают неэффективный и нерациональный способ чтения, который в лучшем случае позволяет им читать тексты, состоящие из трех-четырехбуквенных слов. И нередко дети, которых научили вот так читать очень рано, даже став взрослыми людьми, сложный текст читают с трудом и плохо его понимают. И очень часто у детей, которых очень рано научили читать, не сами они научились (таких детей немного, но они есть), или даже заставляли учиться, во втором, третьем классе, когда появляются более сложные тексты, читают с трудом и читать не любят. Ну, и эта нелюбовь оттого, что трудно и непонятно. А об обучении письму с 3 лет нет смысла даже говорить. В этом возрасте ребенок неспособен даже правильно взять ручку и выполнять сложные графические движения. Первые опыты письма возможны не ранее, чем с 5-ти лет.

15:15 Елена
С какого возраста лучше отдавать ребенка в первый класс - с 6 или с 7 лет?
Строго говоря, паспортный возраст, то есть возраст по метрике, не может быть критерием необходимости начала обучения в первом классе. В этом возрасте у детей очень большие индивидуальные различия и по паспорту ребенку может быть 6 лет, а биологически только 5. Разница биологического и паспортного возраста детей в этот период достигает полутора лет. Поэтому стоит оценить такую функциональную, физиологическую и психологическую готовность ребенка к школе, но самый ранний срок поступления ребенка в школу по последним документам Министерства образования шесть с половиной лет. Но родители могут привести ребенка в школу и в 7, и в 7 с половиной, и в 8, в зависимости от его развития.

15:20 Рина Георгиевна, г.Москва
Добрый день, уважаемая Марьяна Михайловна, на каком основании в некоторых школах проводятся вступительные экзамены в первый класс? Как с эти бороться? Следует ли готовить детей в первый класс по тем требованиям, которые предъявляются в некоторых школах (беглое чтение, умение складывать до 10 и т.п.)?
Законных оснований нет. На вопрос, как с этим бороться, - стараться искать школу, где эти экзамены не устраивают. Потому что борьба со школой чаще всего дорого обходится ребенку. И если школа все-таки настаивает на экзаменах, а вы считаете, что эти экзамены не по силам ребенку, что они могут вызвать стресс, что ребенок может с ними не справиться, не стоит идти в эту школу. На вопрос, стоит ли готовить детей в первый класс, - безусловно, стоит. А вот стоит ли придерживаться требований, которые предъявляются в некоторых школах, таких, как беглое чтение, - нет, это невозможно. Об этом я говорила при ответе на предыдущий вопрос.

15:27 Дмитрий
Как лучше подготовить ребенка к школе в физическом плане? Как привить ему усидчивость, внимательность, прилежание - в общем, все, что будет ему необходимо для успешного усвоения школьной программы?
Это два разных вопроса, и поэтому, если говорить о физическом статусе ребенка, то я прежде всего обратила бы внимание родителей на состояние здоровья ребенка, физически крепок тот ребенок, который не имеет хронических заболеваний, закален и не простуживается при любой дуновении ветерка. Тот, кто умеет хорошо двигаться, координирует свои движения и действия, хорошо адаптируется в новой ситуации, все это характеристики здорового ребенка. К сожалению, таких детей у нас немного. И большая часть первоклассников, которые приходят сегодня в школу, имеют различные нарушения здоровья, очень быстро утомляются и не могут выдерживать интенсивные учебные нагрузки. Для того, чтобы ребенок был здоров, нужно соблюдать несколько, на первый взгляд, самых простых условий. И вот об этом важно подумать перед школой. Прежде всего, это рациональный режим дня. Ребенок должен вовремя ложиться спать и вовремя вставать и продолжительность сна первоклассника и старшего дошкольника 10-11 часов. Ребенок должен быть на воздухе не меньше трех часов, ребенок должен достаточно двигаться, а значит это должны быть какие-то подвижные игры на воздухе, должна быть зарядка, какие-то физические упражнения. Об этом не стоит забывать хотя бы потому, что по данным нашего института современный первоклассник гуляет 29 минут в день! И недосыпает полтора-два часа. Говорить о хорошем физическом состоянии ребенка, который не бывает на воздухе, не двигается, есть когда попало и что попало, и сидит за письменным столом или за компьютером в течение несколько часов и два-три часа у телевизора, не приходится. И вот этот ответ на первую часть вопроса в определенной мере и ответ на вторую часть, потому что привить ребенку усидчивость и внимательность практически невозможно. Если он здоров, если он хорошо себя чувствует, если у него нет эмоционального напряжения, он будет усидчивым и внимательным.

15:34 Алла
Много раз в передачах о подготовке детей к школе слышала такой термин как 'комплексная подготовка к школе'. Что конкретно подразумевается под этими словами? Спасибо.
Родителям действительно стоит знать, что подготовка к школе - это не развитие какой-то одной стороны ребенка, это не накопление сведений и знаний, а это всестороннее комплексное развитие ребенка. В комплексную подготовку входит и личностное и социальное развитие ребенка, можно, конечно, спорить по поводу того, личность ли первоклассник, но тем не менее в этом возрасте он уже оценивает себя и окружающих, он выстраивает свои отношения со сверстниками и взрослыми. Он осознает свой социальный статус, дошкольника, когда он дошкольник, и ученика, когда он становится школьником. К новому этому статусу ученика ребенка можно и нужно готовить. Неподготовленный ребенок может обратиться к учителю на 'ты', может встать во время занятий и сказать, что ему надоело, и он хочет идти домой, может требовать бесконечного внимания только к нему одному и т.д. Вот это и есть личностная и социальная незрелость. Комплексная подготовка - это развитие речи ребенка, развитие моторики, развитие зрительного восприятия, формирование механизмов организации деятельности и т.д. То есть, комплексная подготовка - это не умение ребенка читать и писать, а его физическая, психологическая и функциональная или физиологическая готовность включиться в процесс обучения и его способность выдержать учебную нагрузку, потому что учеба - это тяжелый и интенсивный труд.

15:38 Татьяна
Моей дочери 6 лет. Она не посещала детский сад, практически все время со дня своего рождения прожила за городом с няней. Она практически не умеет общаться со своими сверстниками. Что мне сейчас надо сделать, чтобы за несколько оставшихся месяцев хоть как-то научить ее общению со своими сверстниками? Дайте, пожалуйста, советы по этому вопросу. Заранее благодарю Вас.
Вне зависимости от того, что удастся вам сделать за эти несколько месяцев, советую обязательно предупредить учителя о том, что ваша дочь мало общалась со сверстниками, не умеет с ними общаться. Учитель должен понять ситуацию, знать ситуацию и только это позволит учителю сгладить многие проблемы, которые могут возникнуть. А теперь о том, что можно еще сделать: ну, во-первых, если ребенок ни с кем не общается, рассказывать ему о том, как нужно общаться бесполезно и бессмысленно, значит нужно сейчас найти сверстников и организовать их взаимодействие, именно организовать, не пустить это на самотек, не оставить вашу дочь в окружении двух мальчиков или трех девочек, а организовать это общение. Очень эффективно в этом случае может быть подготовка какого-нибудь детского праздника, маленького спектакля, какой-нибудь совместный поход, к которому нужно готовиться, только должна быть совместная работа. Как правило, на даче летом такой вариант возможен и очень эффективен.

15:46 Балтыков Эдуард
Мой ребёнок переводится из 1-й гимназии г. Саратова (он заканчивает 3-й класс и пошёл бы в 5-й) в гимназию в г. Москве. Мы уже прошли все испытания 1-го класса и теперь нам предстоит это заново, но уже в 5-м. Каковы особенности этого процесса?
Главная особенность этого процесса - стресс новой ситуации, новых педагогов, новых требований и вообще всего того, с чем ребенок еще не знаком. Поэтому не стоит грозить ребенку неудачей, лучше вселить в него уверенность и вы, конечно, хорошо знаете своего ребенка, и понимаете как это можно сделать. Следует учесть, что 5-й класс столь же сложен как и 1-й. Прежде всего потому, что принципиально изменяется и система обучения, и система требования. И резко возрастают нагрузки. Кроме того, 10-11 лет - это возраст начала полового созревания, когда в организме ребенка происходит сложные гармональные перестройки и это приводит к быстрой утомляемости, резкому снижению работоспособности, нарушению концентрации внимания, что нередко родители воспринимают как лень и нежелание учиться или стараться. Нужно внимательно относиться к жалобам ребенка, а они возможны, это жалобы на усталость, головную боль, плохой сон, это все признаки ухудшения состояния и внимательно следить за тем, чтобы ребенок не был перегружен. Так же как и у ученика начальной школы, у него должен быть достаточно жесткий режим, он тоже должен иметь возможность гулять не менее двух часов, ему необходима достаточная двигательная активность и в этом плане хороши какие-то спортивные секции, плавание, спокойная доброжелательная обстановка дома и понимание взрослых.

15:49 Ольга
Можно ли отдавать ребенка, которому 6 лет 3 месяца в 1 класс, где будут обучаться и 7-летние дети ?
Родителям стоит привыкнуть в тому, что паспортный возраст детей-первоклассников может и должен быть разным, потому что биологическая зрелость детей на этом этапе развития очень индивидуальна и дети разного паспортного возраста будут иметь приблизительно один биологический возраст. Это не повод для беспокойства. Целесообразно подумать и понаблюдать насколько ваш ребенок 6 лет и 3 месяцев готов к учебным нагрузкам.

15:55 Галина, г.Санкт-Петербург
Моя дочка очень замкнутая. Она практически ничего не рассказывает мне о том, что происходит у них в школе на занятиях, о своих друзьях. Существуют ли какие-нибудь способы, помогающие 'разговорить' ребенка, заставить раскрыться. Меня очень тяготит ее замкнутость, думаю, что и ее тоже. Ей сейчас 8 лет.
Здесь важно разделить: эта замкнутость возникла сейчас или ребенок всегда был замкнутым и не очень открытым. Если он всегда был таким, ну, в какой-то степени с этим стоит смириться, хотя есть один очень хороший момент в течение дня, когда ребенок готов раскрыться, это полчаса перед сном. Стоит попробовать сесть рядом, отложить все свои дела, никуда не торопиться, чтобы ребенок понимал, что вы принадлежите только ему на эти полчаса или 15 минут. И попробуйте не из ребенка вынимать информацию, а поговорить о чем-то приятном. И возможно, слово за слово ребенок раскроется. Если же эта ситуация проявилась недавно, то стоит подумать почему это произошло. Возможно у ребенка есть неудачи, школьные проблемы, на которые вы очень резко реагируете, которые вас очень огорчают и поэтому ребенок старается не делиться вот этой негативной информацией. Есть еще одна особенность, нельзя требовать, чтобы он все рассказывал, 'вынимать' информацию тогда, когда ребенок не хочет этого делать. Очень часто бывает, ребенок, приходя из школы, уходит в свой уголок и молчит. Если набраться терпения и в этот момент его не тревожить, а дать возможность пережить, осознать, а потом не в лоб, а так очень тонко подойти к той проблеме, которая вас волнует, возможно, ребенок и расскажет. Не исключаю еще один вариант: это, может быть, вас огорчит, но ребенок может не доверять взрослым. И если вы когда-то, может быть очень давно и даже сами того не заметив 'выдали' его, он может очень долго это помнить. Еще раз подумайте, проанализируйте, наберитесь терпения и попробуйте вечером ласково погладить по спинке и спеть песенку, может быть он и разговорится.

15:59 Раиса Равенских
Здравствуйте. Мой сын привык спать после обеда. В сентябре он пойдет в школу. Когда лучше всего начать переходить на школьный режим? Как это лучше сделать? Расскажите, пожалуйста, о методике подготовки первоклассников к школе.
Очень большой вопрос. Рассказать вообще о методике подготовки первоклассника к школе, достаточно сложно, я думаю, в этом случае речь идет о режиме дня ребенка, приближенном к школьному. Прежде всего, следует понимать, что привычка спать после обеда, это необходимость организма расслабиться и отдохнуть, значит ваш ребенок быстро утомляется. Первоклассник должен быть в школе не позже, чем до часу дня и значит у вас есть все возможности для того, чтобы сохранить до тех пор пока он будет необходим ребенку, дневной сон. Но не исключаю, что дневной сон - это в определенной мере компенсация недостатка ночного сна. Если ваш ребенок спит меньше десяти часов, если он поздно ложится и рано встает, то прежде всего, нужно создать условия для полноценного ночного сна. И это, пожалуй, главные компоненты режима при подготовке ребенка к школе.

16:04 Владимир
Мой сын - левша. С самого раннего возраста я стал замечать, что ему удобнее брать игрушки, предметы быта левой рукой. А когда он подрос, то стал рисовать тоже левой рукой, несмотря на то, что я старался приучить его рисовать правой. У меня к Вам вопрос: в этом году он пойдет в школу, надо ли его насильно заставлять писать правой рукой?
Я начну ответ с самого последнего вопроса. Ни в коем случае нельзя заставлять леворукого ребенка писать правой рукой. Рискуете вы, потому что у ребенка через несколько месяцев интенсивной работы правой рукой может возникнуть невратические расстройства. И кроме этого, будет огорчаться сам ребенок, потому что он никогда не сможет писать правой рукой так (четко, красиво, правильно), как будет требовать учитель. Так как ваш ребенок еще не пошел в школу, хочу вам дать несколько советов. Для того, чтобы ребенок научился писать левой рукой, следует научить его правильно держать ручку, правильно положить тетрадь (не так как праворукий ребенок) и купить ему специальную пропись для леворуких детей. Эти прописи издает издательство 'Ювента' в Москве. Телефон:(095) 253-10-17. И постараться найти мою книгу 'Леворукий ребенок в школе и дома'. Там вы найдете ответы на ваши вопросы и советы.

16:07 Елена Эдуардовна
Мы, родители, прекрасно понимаем, что начало обучения ребенка в школе - это очень ответственный и в то же время болезненный этап в жизни маленького человека. Расскажите, пожалуйста, как психологически подготовить ребенка к возможным трудностям и неизбежным конфликтам, ожидающим его в стенах школы? Спасибо.
Я бы к возможным трудностям и НЕИЗБЕЖНЫМ конфликтам ребенка не готовила. Не стоит настраивать его на еще не существующие проблемы. Не стоит бояться этих проблем и взрослым, так же как не стоит огорчаться, если эти проблемы возникают. В любой ситуации, психологически сложной для ребенка, а они, действительно, возможно, но не неизбежны, ребенок должен быть уверен, что взрослые на его стороне, что его поддержат, поймут, помогут. Это, собственно, и есть психологическая подготовка ребенка к различным стрессовым ситуациям, которые могут возникнуть в школе. Ребенок должен быть уверен, что его поймут и помогут.

16:12 Валентина Павленко
Мой сын сейчас заканчивает первый класс. В школу он ходит, мягко говоря, без энтузиазма. Что Вы посоветуете сделать, чтобы заинтересовать его, пробудить интерес к процессу обучения?
Прежде всего я хочу вас успокоить. Первый класс заканчивают без энтузиазма больше 80 процентов детей. Это связано с тем, что за первый год обучения накапливается большой комплекс проблем. На первый взгляд совсем несерьезных и может быть, проблем, на которые не обратили внимание ни учитель, ни родители. К числу главных я бы отнесла ситуацию бесконечной спешки, ограничение времени, ситуацию, в которой ребенок постоянно должен что-то делать и не успевает. И это неизбежно снижает интерес к процессу обучения. Представим себе, что к этому добавляются какие-то проблемы с письмом, какие-то проблемы с чтением, когда-то не хватило терпения у учителя, а когда-то у родителей. Вспомните, давно ли вы хвалили своего ребенка и за что. Если вы хвалите его только за оценки, а оценки не очень хороши, то не удивительно, что он потерял интерес. Интерес ребенка к обучению поддерживается только успехом. Поэтому стоит найти вариант, который даст вашему ребенку возможность почувствовать успех. Пусть он будет не очень значимым, подбодрите ребенка, дайте ему надежду на успех и тогда появится интерес. И еще один маленький совет, ребенок очень быстро теряет интерес к учебе, когда выполняет домашнее задание, он начинает с самого сложного, это ошибка. Первое задание, которое он начинает выполнять, должно быть самым простым. Это должно быть задание, которое даст ему удовольствие и успех. И только потом то, что сложнее. И так во всем.

16:18 Светлана
Вопрос к Марьяне Михайловне: Следует ли в современном российском обществе в первый класс отдавать детей с шести лет?
С шести лет - нет. С шести с половиной - да. Если ребенок психологически и функционально готов к школе, если школа будет ему по силам, если он сможет выдержать все те нагрузки, которые будут. Следует заметить, что наша традиционная российская система классического обучения - это система достаточно интенсивно и информационно насыщенна. Во многих странах мира это не так. И в начальной школе нагрузки иные. Они больше похожи на наше обучение и воспитание в детской саду. Именно поэтому во многих странах обучение в школе начинают и в 5 и в 6 лет, считая, что на этом раннем этапе возрастного развития ребенка важно не сломать.

16:23 Дина Малышева, г.Москва
Моему ребенку 7 лет. Он много времени проводит у телевизора, а когда я делаю ему замечания, и выключаю телевизор, то он обижается на меня. В то же время у него нет интереса к книгам. Как мне переломить эту любовь к ТВ и направить его внимание в другое русло, например к творчеству: рисованию, музыке и конечно к чтению книг? Спасибо.
Я полагаю, что вот эта любовь к телевизору сложилась не сегодня, это определенный стиль жизни семьи и любовь к телевизору, по-видимому, не у него одного. А поскольку это самый доступный и самый легкий и самый интересный способ получения информации, то это совсем не удивительно. А вообще переломить или заставить ребенка делать что-то, чего не делают окружающие, практически невозможно. Мне трудно себе представить, что все члены семьи сидят с книгой, а ребенок смотрит телевизор. Попробуйте такой вариант: сядьте рядом с ребенком, возьмите книгу и почитайте вместе, полстраницы вы ему читаете, полстраницы - он вам читает. Вообще в этом возрасте любовь к чтению формирует не самостоятельное чтение, а чтение взрослых и я объясню почему. Самому ребенку приходится читать те простые тексты, которые ему уже прочли взрослые в три-четыре года, это ему не интересно, а более сложные читать трудно. Но зато интересно слушать. Здесь может быть только один совет: читайте больше и читайте вместе. Как привить ему любовь к музыке? Ну, пожалуй, так же. Слушайте вместе, обсуждайте. Наверное, то же самое с рисованием. Я еще раз хочу повторить: ребенка никогда нельзя заставить делать то, чего вы не делаете сами.

16:27 Елена Злобина
В каком возрасте ребенку лучше всего начинать учить второй язык?
Замечательный вопрос. И эта проблема волнует сейчас очень многих родителей. В последнее время в Москве на всех фонарных столбах висит объявление: '2+3+4+5 иностранных языков детям с двух лет'. Но если такие объявления есть, значит есть и спрос, значит, есть родители, которые готовы так мучить своего ребенка. Результат предсказать очень просто: не будет ни одного иностранного, но не будет и родного русского, потому что ребенку до тех пор, пока у него не сформировался родной язык и родная речь, давать второй язык не целесообразно. Исключение: ситуация, когда он погружен во вторую языковую среду и он хочет или не хочет осваивает одновременно два языка. Но и в э том случае возможны проблемы формирования родного языка. Как считают специалисты, родным, то есть совершенным во всех отношениях, может быть только один язык. Это не исключает хорошее владение двумя, тремя и многими языками. Но во-первых, много языком осваивают далеко не все люди, а лингвистически одаренные, способные, во-вторых, изучение этих языков начинается, как правило, после 9-10 лет, и это тот возраст, когда возможно осознанное изучение нового языка.

16:34 Марина Хмелева
Спасибо за то, что вы решили обратиться к этой теме. Действительно в последние годы, просто так привести ребенка в первый класс практически невозможно. Теперь для того чтобы записать ученика в первый класс необходимо доказать комиссии, что твой ребенок имеет на это право. Он должен пройти несколько собеседований, после чего, комиссия решит - достоин он обучаться в данной школе или нет, причем решение это подчас зависит далеко не от способностей будущего ученика, а от толщины кошелька его родителей. Насколько юридически правомерна такая форма записи детей в первый класс. Спасибо.
Такая практика юридически неправомерна. Вы можете обратиться в управление образования и достаточно просто решить этот вопрос.

16:40 Вика
Марьяна Михайловна, каким образом внедряются в практику научные выводы и методические рекомендации, разрабатываемые в Вашем институте?
Это наши книги для педагогов и родителей, это наши учебники для студентов педагогических вузов и студентов будущих педагогов и будущих психологов. Это наши разработки в виде, например, рабочих тетрадей для детей. И я могу назвать несколько книг и комплектов пособий, которые являются результатами наших фундаментальных исследований и внедрены в практику российской, и не только российской, школы. В нас есть замечательный комплект: Азбука и 4 рабочих тетради к азбуке. Издательство 'Ювента'. Это комплекс для работы с ребенком от 4 с половиной лет. Этот комплект используется в Германии при обучении детей русскому языку в воскресных школах. Родителям детей дошкольников, педагогам-воспитателям и психологам могут порекомендовать еще один комплект для комплексной подготовки детей к школе, о которой мы уже говорили. Этот комплекс называется 'Ступеньки к школе'. Это методическое пособие для взрослых, педагогов, воспитателей, психологов и 12 рабочих тетрадей для работы самого ребенка. Это тетради, каждая из которых содержит до 96 заданий для развития моторики, зрительного восприятия, зрительно-моторных координаций, речи, логического мышления и т.д. Надеюсь, что оказывают помощь и родителям, и педагогам наши книги 'Леворукий ребенок в школе и дома', 'Ребенок-непоседа'. 'Как подготовить ребенка к школе', 'Проблемы и трудности медлительных детей', 'Как помочь ребенку хорошо учиться в первом классе', 'Ребенок идет в школу' и т.д.

16:42 Ольга, мать 6-ти летней Риты
Чем должно отличаться обучение леворуких детей от "правшей"?
Ничем. Оно должно быть столь же индивидуально и так же учитывать индивидуальные особенности ребенка.

16:44 Ольга, мать 6-ти летней Риты
Какими навыками должен обладать ребенок при поступлении в 1 класс?
Надеюсь, вы получите ответ на этот вопрос, если найдете нашу брошюру 'Пора ли в школу' М.,издательство 'Винтана-граф', 2002. или 'Готов ли ребенок к школе', М., издательство 'Винтана-граф', 2000. Если вы живете в Москве, позвоните в институт по телефону 245-04-33, вы можете приехать и получить такую брошюру.

16:46 Герман
Добрый день. Как облегчить ребенку период адаптации к школе?
23 Первое. Следить за режимом. Второе. В первом полугодии исключить все дополнительные нагрузки. Ситуация 'драмкружок, кружок по фото, а еще и петь охота' затрудняет адаптацию. Третье. Не реагировать на проблемы ребенка как на крах родительских надежд. Адаптироваться в школе бывает очень сложно. Быть внимательными, терпеливыми и спокойными.

16:49 Марина Бочарова, г.Одинцово
Возможно ли при нынешней школьной программе избежать перегрузок? Если нет, то что Вы можете посоветовать для восстановления детского организма?
Если это начальная школа, то перегрузки не неизбежны, если мы не требуем от ребенка одновременно с обычной школой, учиться в музыкальной, художественной, спортивной и т.д. Если даем возможность ребенку, действительно, отдохнуть в течение дня, если (мы сегодня уже об этом много говорили) не относимся к режиму как к чему-то обязательному и не создаем стрессовых ситуаций дома. Самый лучший способ восстановления - отдых: сон и прогулки.

16:50 Валентина Новикова
Марьяна Михайловна, почему в наших обычных (не элитных) средних школах школьные врачи такого низкого уровня квалификации?
Уважаемая Валентина, это вопрос к министру здравоохранения г-ну Шевченко.

16:53 Наталья
Насколько, по-вашему, правильно заставлять читать маленьких детей (первоклассников) на скорость с секундомером. Наша учительница практикует это постоянно.
Отвечу коротко: не только неправильно, но и недопустимо. Я уже говорила, что обучение чтению длительный процесс и скорость не является показателем качества сформированности навыков. Более того, учительница с секундомером - уже стрессовая ситуация. В нормативных документах Министерства образования запрещается проверять скорость чтения на начальном этапе и средний норматив скорости, который могут (но не все должны) достигать дети в начальной школе, не более 80-90 слов в минуту. Следует учесть, что примерно 20 процентов детей мы можем отнести к категории медлительных. Таковы особенности их организации деятельности. И они могут читать со скоростью 50-60 слов в минуту и писать достаточно медленно, но делать это очень качественно и эффективно.

17:00 Ольга Петрищева, г.С-Петербург
Мой ребенок быстро утомляется в процессе работы дома над школьным заданием. Что бы Вы, уважаемая Марьяна Михайловна, посоветовали, чтобы этого не происходило. Спасибо.
Во-первых, следует учесть когда выполняются домашние задания. Если после шести часов вечера, в этом нет ничего удивительного, так и должно быть. Ребенок просто очень устал. Если домашнее задание выполняется днем, в 3, 4, 5 часов, то следует учесть несколько правил выполнения домашних заданий: 1) ребенок не может сразу (в момент) начинать работать. Нужно дать ему возможность включиться в работу. (Заточить карандаши, разложить тетради и т.д.). Часто ребенок сам начинает это делать, но взрослые его торопят: перестань копаться, быстрее начинай работать. 2) выполнение уроков следует начинать с самого легкого задания, при этом найдите за что похвалить ребенка. 3) если вы знаете, что следующее задание будет сложным, объясните ход выполнения задания, но не стойте над душой, когда ребенок будет его выполнять. Вот это стояние за спиной вызывает очень сильное эмоциональное напряжение и работоспособность может очень резко снижаться еще и из-за этого. 4) не заставляйте многократно переписывать письменное задание, каждое следующее будет выполнено хуже предыдущего. Через каждые 15-20 минут делайте перерыв, дайте возможность ребенку размяться, походить, может быть полежать, выпить стакан сока или съесть яблоко, потом начинайте с пункта 1.

17:01 Ольга Евневич
Марьяна Михайловна, какая продолжительность школьного обучения Вам представляется оптимальной - 11 или 12 лет? И почему? Спасибо.
Полагаю, что 12 лет - это хорошо. С одной стороны это позволит в какой-то мере снизить интенсивность учебной нагрузки, с другой стороны до тех пор, пока ребенок в школе, он социально защищен. А это очень важно.

Я благодарю всех, кто задавал сегодня очень интересные вопросы. Это действительно были проблемы, которые волнуют сегодня и родителей, и специалистов, занимающихся проблемами детей, и очень надеюсь, что те, кто хотели бы задать еще какие-то вопросы, могут заглянуть на сайт Центра образования и здоровья. Наш сайт: www.shcoolhealth.ru . мы с удовольствием на них ответим. До встречи на сайте Центра

Комментарии
Прямой эфир