Объявить бойкот американским товарам в знак протеста против войны в Ираке предложил жителям Германии архиепископ Берлина кардинал Георг Стержинский. Его поддержали десятки баров, ресторанов и магазинов по всей стране. Один из немецких заводов, производящих велосипеды, демонстративно разорвал все ранее заключенные контракты с американскими поставщиками. Прекращения войны в Ираке потребовали делегаты прошедшего в Берлине чрезвычайного съезда правящей Социал-демократической партии.
В городе Гейдельберге несколько тысяч пацифистов протестовали у штаб-квартиры командования сухопутных войск США в Европе. Демонстрации прошли также в Нюрнберге, Мюнхене, Кельне и Бремене. Обычным явлением в стране стали массовые прогулы занятий студентами, которые протестуют против использования американских баз, расположенных в Германии, для войны с Ираком. И все чаще молодые сторонники мира обращают свой гнев на правительство, вся внешняя политика которого, на первый взгляд, была направлена на мирное разрешение иракского кризиса.
Парадокс сегодняшней Германии: для участников антивоенных акций именно "пацифист-канцлер" все чаще становится главной мишенью. Молодых радикалов всегда раздражало присутствие американских военных баз на немецкой земле. С началом войны в Ираке для их выступлений появился реальный повод: часть американского персонала этих баз была отправлена в район Персидского залива, поэтому войска Бундесвера взяли на себя внешнюю охрану военных объектов. Пацифисты расценили это как факт "косвенного участия" Германии в войне и повод для новых акций.
Новые вопросы появились и в связи с прибытием на базу в Рамштайне раненных в Ираке американских солдат. Известно, что именно с этой базы, находящейся недалеко от Франкфурта, США отправляли в Персидский залив подкрепление и грузы. Пацифистов волновало, не отсюда ли американские самолеты летают бомбить Багдад. Вместо ясного ответа министр обороны Германии заявил, что ничего не знает об этом, и посоветовал журналистам с такими вопросами обращаться к американским властям. Противники войны расценили подобную реакцию правительства как "неуклюжую попытку скрыть истину", что, понятно, не добавило популярности кабинету Шредера.
И уж совсем некстати для имиджа канцлера оказались угрозы Турции ввести войска в Иракский Курдистан. Депутаты бундестага потребовали от канцлера немедленно отозвать из Турции немецкие экипажи разведывательных самолетов "Авакс". Но подобный шаг, если бы канцлер его предпринял, нарушил бы обязательства Германии как члена НАТО. Шредеру повезло. После подковерных переговоров с турецкими властями, в которых ключевую роль сыграла Америка, Турция на время отказалась от планов вторжения в Ирак. Немецкие экипажи самолетов остались на своих местах, позволив тем самым Шредеру "сохранить лицо".
Но противники канцлера не успокоились. Тем более что "невнятная позиция" по Ираку - далеко не единственный и уж точно не самый страшный "грех" нынешнего правительства. Шредера обвиняют в непоследовательности, напоминая ему те лозунги, под которыми он шел на выборы. И обещания - экономические и политические, которые он щедро раздавал избирателям. Большинство их не выполнено. А германская экономика остается в глубокой депрессии.
Недовольны Шредером и многие зарубежные партнеры. В Европе о нем говорят как о человеке, неразборчивом в выборе "друзей". Американцы же вообще считают, что канцлер их предал. Точнее, обменял на дополнительные голоса в ходе избирательной кампании в сентябре прошлого года. Обменял, конечно, весьма удачно. В этом никто не сомневается. Достаточно вспомнить, что еще за месяц до выборов Шредер казался безнадежным аутсайдером. И, лишь сыграв на пацифистских настроениях общества, смог в самый последний момент опередить своего конкурента - консерватора Эдмунда Штойбера.
Но сегодня для канцлера настало время платить по старым счетам. И судя по всему, вместе с ним заплатит по этим счетам вся Германия. Однажды запущенный пропагандистский маховик остановить уже не удается.
Испорченные отношения с США грозят обернуться для Германии дополнительными потерями в экономике, на возможность которых недвусмысленно намекают в Вашингтоне. Явная напряженность возникла и со странами - кандидатами в Европейский союз, которые в большинстве своем поддержали операцию США в Ираке.
Пока не ясно, можно ли занести в актив Шредера участие Германии в "антивоенном" союзе с Францией в качестве "младшего партнера" и появление новой геополитической связки Франция-Германия-Россия (нет никакой уверенности, что она долго просуществует). Хотя есть и другое мнение: именно принципиальная позиция, занятая Берлином, Парижем и Москвой накануне войны в Ираке, изменит расстановку сил в Европе, всколыхнет общественное мнение континента, убедит политических лидеров и простых избирателей, что не стоит безоговорочно ориентироваться на США, что надо формировать и отстаивать собственные, европейские принципы и ценности.
"Я не хочу, не могу согласиться с тем, что нас ждут войны во имя разоружения", - говорит в интервью журналу "Шпигель" министр иностранных дел Германии Йошка Фишер. Но именно отношение к этим войнам (если они, конечно, будут) большинства европейских государств даст ответ на главный вопрос: станет ли Германия "мотором" в новой "антиамериканской" (или, если угодно, "антивоенной") коалиции. Или же попадет в политическую изоляцию и ее влияние на мировую и европейскую политику резко упадет.
Германия вместе со своим канцлером напряженно ждет дальнейшего развития событий. Что-что, а ждать "своего часа" Герхард Шредер умеет.
Мнение эксперта
Владислав БЕЛОВ, руководитель центра германских исследований Института Европы РАН
"Конечно, канцлер Шредер понимает, что его позиция в иракском вопросе ухудшает отношения Германии с США. Но сегодня для него гораздо важнее получить поддержку в собственной стране, где большинство населения выступает против войны. В условиях, когда возглавляемая им коалиция "красно-зеленых" не сумела изменить негативные тенденции в экономике, именно позиция Германии во внешнеполитических вопросах во многом позволяет социал-демократам "быть на плаву". Впервые за последнее десятилетие, в рамках антивоенного союза с Францией, страна заявила о себе, как о государстве, которое помимо экономического потенциала имеет и существенный политический вес. И сегодня Берлин получает шанс стать одним из лидеров в будущем строительстве общеевропейских внешнеполитических структур. Так что определенный выигрыш от жесткой позиции в иракском вопросе для канцлера Шредера очевиден. В то же время не стоит забывать: Германия всегда оставалась союзником США по блоку НАТО. В рамках этого сотрудничества страна предоставляет воздушное пространство для американских самолетов, участвует в антитеррористической операции в Афганистане".