Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Вадим АБДРАШИТОВ: "История чувств - вечный материал"

Кинорежиссер Вадим Абдрашитов завершает очередную, одиннадцатую свою картину - "Магнитная буря". Ее сценарий, как и всех десяти предыдущих работ Абдрашитова, написал Александр Миндадзе. Это история столкновения молодых людей из российской глубинки с бурями века. Герои фильма - молодожены. Мужа играет Максим Аверин: дебют в главной роли. Жена - уже заявившая о себе Виктория Толстоганова. Живут молодые в небольшом городе. Работают на одном металлургическом комбинате, который уже полгода стоит. Люди столько же не получают зарплату. Иногда не хватает даже на еду. Но в присутствии любви все можно пережить. Пока не случается очередной передел собственности
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Кинорежиссер Вадим Абдрашитов завершает очередную, одиннадцатую свою картину - "Магнитная буря". Ее сценарий, как и всех десяти предыдущих работ Абдрашитова, написал Александр Миндадзе. Это история столкновения молодых людей из российской глубинки с бурями века. Герои фильма - молодожены. Мужа играет Максим Аверин: дебют в главной роли. Жена - уже заявившая о себе Виктория Толстоганова. Живут молодые в небольшом городе. Работают на одном металлургическом комбинате, который уже полгода стоит. Люди столько же не получают зарплату. Иногда не хватает даже на еду. Но в присутствии любви все можно пережить. Пока не случается очередной передел собственности. Делят наверху, а внизу все бурлит: кто за новых хозяев, кто за старых - люди раскололись, и не объяснишь, почему ты в этом лагере, а не в противоположном. Мозаика отношений и ситуаций порождает ощущение магнитной бури. Это когда человек странно себя чувствует, а врачи успокаивают: "И что вы хотите? Магнитная буря". - Сюжет фильма полностью выбивается из господствующего круга тем. Совсем нет криминала? - Нам это не интересно. Картина короткая, час двадцать пять минут, для криминала нет места. Действие охватывает лишь три дня в жизни героев. И уже потому все лишнее противопоказано. - Нет ли у вас опасения, что люди не захотят смотреть фильм, рассказывающий об их собственной жизни? - Не опасаюсь. Дело у нас не в том, что не платят зарплату, а в том, что происходит в человеке, когда вокруг все не по-человечески. Магнитная буря. Но мы не прописываем лекарства от нее. И не стараемся "раскрывать социальные процессы". Рассказывается всего лишь история любви в непростое время. Не история времени, каковое мы изменить не в состоянии, а того, с чем встречается в этом времени любовь - о размолвках, предательстве, примирении. И о силе верности. История чувств - вечный материал, ради которого зритель и ходит в кино. - Как вам работалось? Со всех сторон слышишь: денег нет, того нет, этого мало… - После фильма "Время танцора" (1997 год) я не снимал пять лет. Половина этого срока ушла на проект, который пришлось отложить из-за его высокой стоимости. Но с этой последней картиной все получалось: и деньги нашлись, и вопросы решались быстро, спасибо Министерству культуры. Через полгода подготовки начали снимать. Серпухов встретил нас традиционно гостеприимно, за что всем нам помогавшим огромная благодарность. - Почему вас потянуло на завод? - Не на завод - к людям. К истории любви, замечательно выписанной Александром Миндадзе. Но и с заводом было интересно встретиться. Нынешний завод - это уже все, все другое. - И кинематограф не стоял на месте, впитал много нового… - Простите, не понял: что впитал в себя кинематограф? В частности, отечественный? Если имеете в виду снятие табу на некоторые темы - это не впитывание. Обычная конъюнктура. Впитывание - взаимное оплодотворение культур, их диффузия. Я даже не сказал бы, что развязывание рук художника, отмена цензуры в нашей стране сильно подняли уровень творческих достижений. Подъем происходит, когда художник работает в окружении высоких образцов. Четыре-три десятилетия назад у нас в Москве практически раз в месяц в Доме кино шел новый замечательный фильм. Авербах, Шепитько, Клепиков… Что номинировалось и кто получал тогда "Оскары"? "Полет над гнездом кукушки", "Кабаре" - великие картины. А сегодня во всех номинациях - "Титаник". - Это плохо? - Это данность. Режиссеры видят, что "Титаник" собрал мешок "Оскаров" и стараются снимать похоже. То есть приближаясь к достигнутому уровню кинопроизводства, маркетинга, аттракционов с водосбросами, технических ухищрений. Но искусство здесь ни при чем. - Вы тоже считаете, что кино в кризисе? - Односложно не ответишь. Если говорить о кризисе отечественного кино, то он прежде всего в нехватке средств. Впрочем, в нынешнем году Министерство культуры увеличило так называемую господдержку почти вдвое: значит, деньги все-таки находятся. Что же касается нехватки художественных достижений, то кризис тут не только наш, отечественный, а общемировой. И не столько одного кино, сколько всего искусства. Часть более широкой проблемы, связанной с развитием цивилизации, вектор которой, как ни парадоксально, всегда противоположен вектору развития искусства. - В том смысле, что прогресс приводит к расцвету стандартизации, к усреднению любого товара? - И соответственно к усреднению потребителя. Сегодняшний фильм обязан быть равно понят и в Сыктывкаре, и в Нью-Йорке, и в Париже. Потому что он должен быть продаваем. Чтобы сделать его лучше продаваемым, сознательно усредняют и его потребителя. Делается это с помощью массовой культуры, у которой для этого есть богатый арсенал средств. В России это сейчас ясно видно. И приходится признать: интересы цивилизации и культуры, в том числе искусства, далеко не всегда совпадают. И "Титаник" - типовой пример универсального продукта. В мире собраны колоссальные деньги, в свою очередь обязанные делать новые колоссальные деньги. Слава Богу, есть и, наверное, еще будут в этом океане встречаться островки настоящего искусства - оно неистребимо в силу своей генетики. "Восемь с половиной" Феллини за все годы существования не собрали столько денег, сколько "Титаник" за один год. Но если Феллини - на все времена, то сегодня - время "Титаника". - Что же делать? - Если Бог кого-то чем-то отметил, делай то, что умеешь, что хочешь и как ты это понимаешь. Время тебя или осудит, или вознесет. - Приходится, однако, слышать: не следует усложнять проблему, у нас, мол, достаточно с умом реформировать Союз кинематографистов. - К тому, о чем мы говорим, союз не имеет никакого касательства. В социальном отношении он сделал для работников кино не так уж и много, а в творческом… Ну, устраивал дискуссии, устанавливал рамки. Но всегда находился Идущий не в ногу, он-то и двигал кино. Искусство не сообщество членов союза, а братство художников, часто даже не представленных друг другу. Мне, например, вполне хватило бы профсоюза киноработников. И чтобы государство наше и общество чуть больше любили кино. Потому что и кино, и вообще искусство и культуру, без серьезных усилий государства сохранить нельзя. Тут есть что делать и обществу, и власти.
Комментарии
Прямой эфир