В ближайшее время депутаты Госдумы начнут работать над проектом закона "О коммерческой тайне". Проект был разработан Минпромнауки и поступил из правительства в Думу. Это уже вторая попытка государства определить, что является коммерческой тайной и как ею можно распорядиться.
Первая версия законопроекта была отклонена президентом в 1999 году. "В отклоненном законопроекте определялся не режим охраны информации, а объект охраны - по существу было прописано, что такое know how. Мы подошли по-другому: коммерческая тайна - это режим охраны информации", - сообщил "Известиям" представитель Минпромнауки, участвовавший в разработке закона.
Новый законопроект определяет коммерческую тайну прежде всего как информацию, не известную конкурентам. При этом информация должна обладать коммерческой ценностью: владение ею позволяет увеличить доходы, избежать убытков, сохранить положение на рынке или получить иную коммерческую выгоду. "Режим коммерческой тайны распространяется на научно-техническую, технологическую, производственную, финансово-экономическую, организационную и иную информацию", - говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Решать, какая информация составляет коммерческую тайну, должна сама компания. Исключения, то есть те случаи, когда информация не может быть объявлена тайной, приведены в законопроекте, и список их закрыт. Требований к качеству сейфов или системе охраны компьютерных сетей документ не содержит. "Иначе предпринимателей заставляли бы покупать системы определенных фирм", - поясняют в Минпромнауки.
Сотрудники фирмы будут обязаны расписаться, что они уведомлены о сроке хранения тайны и об ответственности за ее разглашение.
Отсутствие закона не мешает руководителям предприятий вводить режим коммерческой тайны. "В РАО "ЕЭС" за соблюдением коммерческой тайны следит департамент экономической безопасности. Он готовит рекомендации, а соответствующие распоряжения выпускает председатель правления", - сообщил "Известиям" источник в РАО.
"Нам и раньше (середина 90-х годов) приходилось давать подписку о неразглашении той или иной информации. Нарушителям грозило увольнение. Некоторые сотрудники попадались на нарушении, и им предлагали тихо покинуть место работы. По крайней мере в битум никого не закатали", - рассказывает бывшая сотрудница одного из крупных московских банков.
В наш информационный век в процессе сохранения коммерческой тайны появляется еще один участник - системный интегратор или консультант по информационным технологиям (ИТ). Сейчас существует даже специальный термин "ИТ-консалтинг", означающий набор услуг по внедрению на предприятии программно-аппаратной системы по управлению его жизнедеятельностью. В рамках подобных проектов эти компании устанавливают у заказчиков бизнес-программы, управляющие деятельностью всего предприятия. При этом для внедрения таких программ зачастую нужно перестроить всю работу предприятия, в результате чего ИТ-компания получает доступ к коммерческой информации заказчика. И здесь проблема сохранения коммерческой тайны встает в полный рост.
Если эта проблема возникает, то, как правило, она решается во внесудебном порядке. В "Корпорации ПАРУС" (занимается разработкой корпоративного ПО) "Известиям" рассказали: "В договорах существует пункт, определяющий предмет конфиденциальной информации и условия ее хранения. При этом ответственность за неразглашение информации осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом, в котором прописано понятие коммерческой тайны. Пока неизвестны случаи, чтобы системный интегратор или консалтинговая компания допускали утечку. Тем более не было судебных разбирательств".
Направленный в Госдуму законопроект был разработан с участием Минатома, Гостехкомиссии России и Роспатента. "Возможно, он будет защищать интересы этих ведомств", - считает замруководителя департамента налогов и права аудиторской компании ФБК Александр Сотов. По его мнению, возможность объявить информацию коммерческой тайной может привести к тому, что технологии будут "закрываться" и потребители не смогут оценить, насколько качественным является тот или иной потребляемый ими продукт. В первую очередь это может коснуться продуктов питания. Не слишком убедительным, с точки зрения Сотова, выглядит и пункт законопроекта, запрещающий "закрывать" экологическую информацию. "Понять, есть угроза жизнедеятельности людей или нет, зачастую весьма трудно", - заметил он.