На следующей неделе в прокат выходит научно-фантастический боевик Курта Виммера "Эквилибриум" с Кристианом Бейлом и Эмили Уотсон в главных ролях. Мария КУВШИНОВА спешит развеять несколько заблуждений, которые могут возникнуть при просмотре картины.
Действие "Эквилибриума" происходит в отдаленном будущем. После Третьей мировой войны власть в мире перешла в руки фашизоидных монахов-стоиков. У каждого гражданина новой страны имеется аппарат, похожий на пистолет для пирсинга, - с его помощью каждое утро надо делать себе инъекцию специального вещества, подавляющего эмоции. Еретики, пропускающие обязательную процедуру, начинают мучиться сновидениями, любить свою семью, жалеть щеночков, восхищаться поэзией У.Б. Йитса, падать в обморок при первых звуках произвольной сонаты Бетховена и складировать антиквариат в тайниках, напоминающих замятинский Древний дом. Людей, уличенных в "чувственных преступлениях", забирают каратели вроде Кристиана Бейла и без лишней волокиты сжигают в ритуальных крематориях.
Однако, исследуя миропорядок, созданный режиссером и сценаристом Куртом Виммером, замечаешь некоторую небрежность в проработке деталей антиутопического быта - свидетельство того, что мы имеем дело не с футурологическим прогнозом, а с сатирой на окружающую действительность.
Виммер не стал, подобно другим фантастам, доводить до абсурда достижения научно-технического прогресса: в его Эквилибриуме царит минимализм, на место поднадоевшей тотальной коммуникации снова приходят эбонитовые телефоны, а оружие массового уничтожения вытесняется старомодными палашами и пистолетами. Из всех очевидных тенденций нашего времени режиссеру в первую очередь не дает покоя обязательная для цивилизованного мира подсадка на антидепрессанты и попытка обуздать душевное смятение при помощи фармакологии и эскапизма. Вещество, предписанное для обязательного употребления, называется "прозиум" и весьма прозрачно намекает на давно известный всем препарат.
По мнению Виммера, своей антиутопии мы уже дождались: как "451 градус по Фаренгейту" был сатирой на маккартизм, так и первая сцена "Эквилибриума" - уничтожение оригинала "Моны Лизы" - воспринимается как схематичная пародия на теперешнее истребление подлинного искусства.
Как бы высоко ни поднимались небоскребы новых городов, герои "Эквилибриума" выполняют свои смертельные кунштюки на пустырях, в которых безошибочно узнаются бескрайние пространства, возникшие на месте Берлинской стены - вполне реального символа взаправдашнего тоталитаризма.
Тот, кто подавил все эмоции, может овладеть искусством ганкаты.
Ганката - убийственный гибрид восточных единоборств, ковбойской пистолетной распальцовки и интеллекта, применяемого для вычисления траектории полета пули соперника. Уже снискавшее себе массу поклонников новое искусство было придумано Куртом Виммером исключительно для "Эквилибриума": он сплавил воедино кату (комплекс принятых в восточных единоборствах ударов и блоков) и принятую на Западе технику огнестрельных поединков. В отличие от режиссеров гонконговских боевиков, Виммер не стал ограничивать количество пистолетов двумя - его герои, как цирковые факиры, способны оперировать несколькими видами оружия одновременно. Любой, кто отважится повторить действия Кристиана Бейла в домашних условиях, рискует в лучшем случае прострелить себе ногу.
Кристиан Бейл дебютировал у Стивена Спилберга в "Империи солнца". Даже если смириться с фактом, что радио изобрел не Попов, за Кристиана Бейла есть основания бороться до последнего: талантливый мальчик, прозябавший в английской рекламе, был обнаружен режиссером Владимиром Грамматиковым во время кастинга фильма "Мио, мой Мио". Советско-шведско-норвежский фильм был куплен американскими прокатчиками и пролежал на полке до тех пор, пока по экранам США с триумфом не прошла снятая несколько позже "Империя солнца". "Спасибо" Грамматикову не сказал ни Спилберг, ни сам Бейл, которого после "Американского психопата" некоторые растроганные поклонники даже пытались выдвинуть на пост президента США.
"Эквилибриум" - это дорогой навороченный научно-фантастический боевик, призванный скрасить нам дни, оставшиеся до премьеры "Матрицы". На самом деле "Эквилибриум" стоил в три раза дешевле, чем первая "Матрица", и в шесть раз дешевле - чем вторая. До того как стать режиссером, Курт Виммер был сценаристом, в частности адаптировал старинную "Аферу Томаса Крауна" для нужд Пирса Броснана. Бюджет, который продюсеры доверили режиссеру-дебютанту Виммеру, составил 20 миллионов долларов: столько обычно тратит на свои фильмы известный любитель спецэффектов Вуди Аллен.