Спустя 10 дней после происшествия на Замоскворецком телефонном узле сотрудники МГТС успели многое. Восстановили связь для 40 тысяч абонентов АТС на улице Щепкина. Подсчитали ущерб, нанесенный огнем. И, кажется, всерьез поверили в версию о неких злоумышленниках, подпаливших АТС мощным электроразрядом, пропущенным через телефонные провода.
Во вторник эксперты Московской городской телефонной сети впервые назвали сумму ущерба, причиненного пожаром в здании АТС на ул. Щепкина в ночь с 14 на 15 февраля. Как заявила "Известиям" начальник управления МГТС по информации и связям с общественностью Анна Бойко, потери одной только их компании (без учета сгоревшего оборудования других телекоммуникационных фирм) оцениваются в 227 млн рублей. Телефонисты надеются, что хотя бы десятую часть от всех своих потерь (23 млн. рублей) им удастся вернуть за счет страховых выплат от компании "РОСНО". По словам Бойко, "в эту сумму включена стоимость уничтоженного и поврежденного оборудования, а также стоимость работ по ремонту части здания".
Что же касается оставшейся суммы потерь (две с лишним сотни миллионов рублей), то, как ни странно, в МГТС не торопятся окончательно списывать их со своих счетов. Так, в неофициальной беседе с "Известиями" один из высокопоставленных сотрудников компании заявил: не исключено, что эти деньги можно будет взыскать через суд с некой "небольшой строительной компании, виновной в подаче постороннего высокого напряжения на телефонное оборудование АТС".
- Название этой фирмы есть у страховщиков, да и пожарные, по нашей информации, все больше склоняются к этой версии, - сказал "неофициально" наш источник. - Все станет ясно 27 февраля. В этот день истекают сроки расследования причин пожара. И если эта версия подтвердится, то дело наверняка будет передано в прокуратуру.
На просьбу "Известий" поделиться с газетой сведениями о таинственной строительной фирме советник генерального директора ОАО "РОСНО" Владимир Клейменов ответил: " Во-первых, ни о каких поджигателях, которых мы якобы нашли, я пока ничего не знаю. Во-вторых, сумму убытков, которую продекларировала МГТС, а также акт по уничтоженному имуществу и заключение пожарных о причинах пожара никто нам пока в письменном виде не предъявлял. Так что о 23 миллионах рублей страховых выплат говорить еще рано".
Напомним, что еще 18 февраля "Известия" писали о существовании технической возможности вывести из строя сильным разрядом электричества оборудование современной АТС. "Если по телефонным проводам пустить разряд тока свыше 60 вольт, а именно на столько рассчитана аппаратура на столичных АТС, то действительно произойдет короткое замыкание", - подтвердил директор по науке Центра НИИ связи Сергей Соловьев. Версия о постороннем злом умысле (если не сказать теракте) куда выгоднее МГТС, чем признание того, что короткое замыкание, вызвавшее пожар, произошло из-за неисправности своей аппаратуры.
- Такая версия действительно существует, но она далеко не основная, - сообщил "Известиям" старший дознаватель Госпожарнадзора ЦАО Алексей Власов. - Больше того, ее нам "подкинули" сами сотрудники МГТС. И теперь каждый день требуют от нас результатов. При стечении различных обстоятельств технически такое возможно. Но сказать об этом точно можно только при наличии базовых документов: калькуляции оборудования, проектов системы. Мы каждый день просим МГТС предоставить нам эти документы. Но ответа так и не получили. 27 февраля истекают десять суток, выделенных нам законом на расследование. Потом мы должны передать все материалы дела в прокуратуру. Скорее всего, прокурор назначит специальную экспертизу. Тогда следствие затянется еще на месяц.