В Москве продолжается ликвидация последствий пожара в здании Замоскворецкого узла МГТС. В понедельник днем без связи оставались 8 тысяч абонентов и несколько тысяч клиентов компании "Телмос". В МГТС обещают, что 5 тысяч абонентов получат связь через три дня, а 3 тысячи - через 7 дней. Также пожар затруднил доступ некоторых клиентов в Интернет. Подобные аварии заставляют задуматься о поиске других способов организации связи - например, по радио. Однако в Москве альтернативы кабелю нет.
Наиболее пострадавшей оказалась компания "Телмос", входящая в холдинг "Система Телеком" (холдинг также управляет контрольным пакетом компании МГТС). В здании узла МГТС на улице Щепкина размещается одна из станций "Телмос" - в ходе тушения пожара здание обесточили, что отрезало большинство клиентов компании от телефонной связи и сети Интернет. Коммерческий директор "Телмос" Виктор Зефиров рассказал "Известиям": "До конца недели все будет восстановлено. Клиенты отнеслись с пониманием - контракты никто не разорвал. Крупные клиенты сразу были переведены на резервную линию". Также приблизительно тысяче клиентов были розданы мобильные телефоны. Клиенты, пользовавшиеся Интернетом в режиме dial-up, могли получить в офисе компании интернет-карточки "МТУ-Интел".
Общие убытки пока подсчитать сложно - многие оценки начинаются с нескольких миллионов долларов. Наиболее точным оказался первый вице-президент холдинга "Система Телеком" Александр Вронец, назвавший "Известиям" стоимость возможно поврежденного оборудования - $800 тыс. Однако вероятно, что оборудование можно будет запустить (оно сейчас обесточено) и затраты уменьшатся.
Компания МГТС на рынке Москвы занимает практически монопольное положение, и подобная авария может послужить поводом для конкурентов переманить клиентов. Однако "альтернативные операторы" продемонстрировали солидарность. Старший вице-президент компании "Голден Телеком" Олег Малис сообщил "Известиям": "Мы передали в качестве взаимопомощи наш городской свич (телефонная станция. - "Известия") на Смоленке". На вопрос о коммерческой стороне такой передачи Олег Малис ответил: "Сейчас нет времени договариваться".
Сегодня вполне резонно возникает вопрос об альтернативных способах организации связи - например, последнее время в Москве активно развивается рынок радиодоступа. Вице-президент по техническим вопросам, технический директор компании "Комбеллга" Александр Калицев рассказал "Известиям" о том, что компания подключает пострадавших корпоративных клиентов, используя кабельную сеть и такие системы, как сеть широкополосного радиодоступа LMDS.
Однако для Москвы, похоже, альтернативы кабельной связи сейчас нет. Директор по маркетингу компании "МТУ-Информ" Дмитрий Дронов сказал "Известиям", что все кабельные сети строятся с резервированием и вполне надежны. Радиодоступ же в массовом порядке уместен лишь там, где нет кабелей, - например, в Подмосковье. Стоит отметить, что оборудование "МТУ-Информ" тоже пострадало, и компания переключила трафик на резервный маршрут.
Еще один пострадавший - интернет-провайдер Zenon N.S.P. - тоже использовал "кольцевую" структуру сети для преодоления последствий аварии. Директор по развитию компании Андрей Кондаков рассказал "Известиям": "Через эту станцию проходит одно из наших оптических колец. При возникновении проблемы в одном месте трафик переключается в другую часть сети". При этом Андрей Кондаков считает, что радиодоступ хорош при создании "последней мили" - соединения непосредственно с абонентом. Использование подобных решений для построения магистрального канала неэффективно.