Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Политика
В Госдуме высказались об условиях расширения БРИКС
Мир
Байден подписал пакет законов о дополнительной военной помощи Украине
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Мир
Пентагон сообщил о выделении Украине пакета военной помощи на $1 млрд
Мир
Шольц указал на отсутствие состояния войны России и НАТО
Мир
СМИ сообщили о подготовке Швеции к ударам по энергетике в случае войны
Мир
Лукашенко избрали председателем VII Всебелорусского народного собрания
Мир
В США предложили продлить программу ленд-лиза для Украины
Мир
Власти Германии и Британии заявили о планах усилить присутствие в Прибалтике
Мир
Совбезы РФ и Ирана заключили меморандум о взаимопонимании
Мир
Байден заявил о выделении США гумпомощи Газе в размере $1 млрд
Общество
Депутаты внесли законопроект о мерах безопасности на зрелищных мероприятиях
Мир
Кассационный суд Франции признал вину экс-премьера Фийона в фиктивном трудоустройстве
Армия
Испытания ракетно-космического комплекса «Рокот» начнутся в конце 2024 года
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Меланхолическая комедия

"Мне повезло: я провел молодость в потрясающей стране. Это была сложная молодость, но мы к ней привязываемся и потом всё сравниваем с нею. В юности люди наивны и глупы. А теперь я уже не такой оптимист. Когда-то думал: большевизм распадется, и будет рай. И вот он распался, а рая нет, стало только хуже, и одиночества стало больше". Это сказал мне Отар Иоселиани перед премьерой "Утра понедельника". Фильм о том, что человек возит за собой свою родину, как черепаха панцирь. И деться от нее, как от самого себя, некуда
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
В чужом пиру палаццо "Утро понедельника". Комедия. Реж. Отар Иоселиани. 2002. 122 мин. VHS "Екатеринбург-арт". Оценки 7/8. Картина французская, но все равно грузинская. Действие происходит на унылой фабрике, где никакого действия не происходит. Смена идет на работу, смена идет с работы, дня как не бывало. Персонажи носят французские имена, но они несомненно грузины, причем советские, потому что поют "Аллаверды" и "Солдатушки, бравы ребятушки", а радио за стенкой гнусит нашу попсу, но по-французски. От тоски Винсент открыл в себе диссидента и устремился на поиски другой жизни. Он уехал из Франции в Венецию. Только Иоселиани может снять Венецию так, что сверху она похожа на Петербург, а снизу - на феллиниев Рим. Только он способен составить фонограмму из грузинских и русских песен, советской попсы, церковных хоралов, итальянской оперы и французских шансонов. В этой Венеции сам Иоселиани в белом шарфе строит из себя избалованного Западом гения. Как любой переселенец, гений любит пустить пыль в глаза и показать, что не зря умотал в мир иной, - теперь он живет в чужом палаццо и смешно изображает рояльные пассажи под "фанеру", но гостю наливает на самое донышко, хотя в Грузии Плюшкиных не было никогда. И за это боролись?! "Утро..." - о придуманной духовности и бродягах не по своей воле. Об их тоске. Не найдя счастья, бродяга возвращается домой, а там по-прежнему крыша течет. "В этой печальной комедии все основано на моем опыте, - объяснил мне Отар Иоселиани. - Человек рождается только для того, чтобы выполнять монотонную работу, и на эту бессмыслицу тратит весь свой век. Эта мысль для меня невыносима". "Утром понедельника" начинается новая жизнь артхаусной серии "Кино без границ": она теперь будет выходить на качественных кассетах "Екатеринбург-арт". Уснувшая Агата "Госфорд парк". Иронический детектив. Реж. Роберт Олтмен, 2001. Играют Эмили Уотсон, Райан Филипп, Дерек Якоби. "Оскар" за лучший сценарий. 135 мин. VHS и DVD Premiere. Оценки 8/7. "Госфорд парк" не лучшее творение 77-летнего Олтмена. Ему вообще теперь не очень везет: "Готовое платье", при всем блеске и эпатажности, успеха не имело, "Доктор Т. и женщины" удивил женофобией, "Госфорд парк" застрял между детективом в духе сонной Агаты Кристи и типичной для мастера иронической игрой в раздевание любимых жанров. Олтмен остается выдающимся стилистом, и шедевром можно считать уже "моментальное фото" английского аристократического собрания 30-х, где каждый занят только собой. Многонаселенный и сугубо разговорный фильм жужжит, как улей, причем пытаться искать в обрывках диалогов, реплик и восклицаний какую-нибудь нить бесполезно и не нужно: мы подробно и глубоко погружаемся в пучины английского загородного дома. Здесь "свет" собирается поохотиться, пообедать и посплетничать. Приезжают со слугами, и камера все время скачет от "господ" в каминных залах к "челяди" подметающей, стирающей и таскающей грязную посуду. Каждый персонаж занятен, каждого играет звезда. Здесь цвет английской классической актерской школы: Мэгги Смит, Элен Миррен, сэр Дерек Якоби, Джеральдина Сомервиль, Лоуренс Фокс, Эмили Уотсон. Особняком стоит наглый молодой слуга, извлекающий из смазливой внешности максимум прибылей, - в этой роли американец Райан Филипп, который смотрится (и должен смотреться, по мысли автора) как парвеню в благородном семействе. Ансамбль восхитительный, хотя все играют эпизод, а главных ролей как бы нет. Когда в этом замкнутом пространстве происходит неизбежное убийство, расследовать его берется инспектор Томпсон - самый тупой и чванливый из шерлокхолмсов. И здесь фильм становится почти пародией на детектив. Олтмен внимателен к деталям и как бы ненароком фиксирует наше внимание то на случайной реплике, то на часах. Какие-то ружья потом стреляют, какие-то остаются обманкой - нас так путают, что сомневаешься в самых верных своих подозрениях. Но, увы, подробности оказываются интереснее целого, завязка обещает больше, чем развязка. Тем не менее фильм стоит смотреть еще раз: зная развязку, можешь спокойно наслаждаться процессом. Среди бонусов диска интересный комментарий Роберта Олтмена, который снова проводит желающих через все круги ада и объясняет, что здесь к чему и почему. Психоз по-европейски "Спасибо за шоколад". Сеанс психоанализа. Реж. Клод Шаброль, 2000. Играют Изабель Юппер, Жак Дютронк. 97 мин. VHS "Интерсинема-арт". Оценки 7/6. Эту картину сравнивают с творениями Хичкока - более всего с "Психо". Героиня Изабель Юппер так же, как персонаж Энтона Перкинса, одержима мрачной манией и строит тайные, но всем очевидные козни. Юппер - великолепная актриса, ее непроницаемое лицо какими-то неуловимыми излучениями заставляет нас подсознанием угадывать бушующие в глубинах штормы. Так было и в "Пианистке", где ее героиню раздирали экзотичные сексуальные комплексы. Теперь перед нами своего рода борьба за место под солнцем - животный инстинкт самосохранения, естественный отбор в действии. В миру Мика Мюллер - респектабельная наследница большого шоколадного дела, эмансипе и синий чулок. В семье это хищница, которая не может расстаться с добычей. Добыча - знаменитый пианист Андре Полонский. Она уже однажды его теряла, он женился на другой, пока она эту другую не устранила. И теперь, когда она готовит любимым людям горячий шоколад, каждую чашку провожаешь глазами как последнюю в их жизни. В роли Полонского - Жак Дютронк, который специализируется на ролях русских эмигрантов и обязательно гениев. Саундтрек переполнен фортепианными шедеврами, но чаще других звучит Похоронный марш Листа. В отличие от Хичкока 70-летний ветеран французской "новой волны" Шаброль не владеет искусством саспенса, картина влачится безвольно и тягостно, ее диалоги смутны. Режиссура местами на удивление небрежна - театральна в мизансценах, нелогична в человеческих реакциях. Когда предполагаемая дочь Полонского после чашки микиного шоколада засыпает за рулем, предварительно сообщив об этом, но машину не останавливает, а предпочитает врезаться в стенку, понимаешь, почему к Европе прилипло прозвище "старушка": элементы маразма в ее кинематографе стали фирменными. Попурри с отработанным паром "Шоу начинается" (Showtime). Комедия. Реж. Том Дэй. 2002. Играют Роберт Де Ниро, Эдди Мерфи. 92 мин. DVD Premiere. Оценки 6/5. Затевалась пародия на актуальные reality show: юмористический экшн в исполнении Эдди Мерфи, молчаливая угрюмость Роберта Де Ниро, которому достаточно просто быть в кадре - уже интересно. Недавняя комедия "Знакомство с родителями" доказала, что он идеальный комик: ему не нужно хлопотать лицом, он мрачно молчит - и смешно. В "Шоу" он снова в роли мрачного "белого клоуна", Мерфи работает рыжим. Де Ниро здесь ветеран-коп Митч, на которого положило глаз телевидение, - груб, неотесан, настоящий служака и герой предстоящего шоу о ратном труде полиции. Митчу вся эта телесуета противна, но начальство приказало подчиняться. Мерфи навязывается на роль его напарника: его Трэю хочется славы и он постоянно лезет в кадр. Оба откровенно повторяют свои гэги из старых фильмов. По некоторым признакам можно понять, что сценарий был достаточно перспективным, но режиссера, который два года назад дебютировал слабым триллером "Шанхайский полдень", теперь хватило только на вялое попурри из хорошо знакомых мелодий. Источник DVD для обзора - "Пурпурный легион на Новокузнецкой".
Комментарии
Прямой эфир