Свой самый масштабный спектакль Пети сочинил в 1965-м. Парижская премьера произвела фурор. В консервативной и снобистской "Гранд-опера" такого еще не видели. Экстремальной казалась нервозная и угловатая пластика. Шокировали костюмы, придуманные кутюрье Ивом Сен-Лораном, - средневековые одежды обыгрывались на весьма смелый современный лад. Сценография Рене Алльо укрощала пространство: то сжимая его в крохотный пятачок, то раздвигая до космоса. Музыка Мориса Жарра шептала, жаловалась и буянила, лицемерила и тревожила. На сцене сталкивались непримиримые страсти, рушились судьбы, бесновались и ликовали толпы, оживали кровавые призраки, гоготали химеры... О том, что в балете произошел настоящий взрыв, в те дни не сказал только ленивый.
Хотя на самом деле балетмейстер-новатор попросту передал публике свое понимание романа Виктора Гюго. А идея спектакля, по его собственному признанию, пришла в голову почти случайно: "Я хотел поставить что-то ужасное в духе Франкенштейна, нашел роман Льюиса "Монах" и решил, что он мне подходит. А потом ходил по улицам, увидел на витрине книжного магазина книгу "Notre Dame de Paris". Подумал - вот оно то, что нужно, - и монах есть, и Эсмеральда, и Квазимодо". Конечно же, есть еще и красавец Феб. Квартет солистов и активный, действенный кордебалет - вот все, что понадобилось Пети, чтобы рассказать о гордости и смирении, любви и лицемерии, о пропасти и небесах...
Мастер уверяет, что со дня парижской премьеры в балете ничего не изменилось. Хореограф признался, что переносить спектакль гораздо сложнее, чем ставить новый: "Представьте себе писателя, которому пришлось перечитывать давно написанную книгу". Но в Москве Пети работал с особым вдохновением - ведь успех его "Пиковой дамы", поставленной в Большом в прошлом сезоне, превзошел все ожидания.
Ролану Пети почти восемьдесят. Но он по-прежнему танцует. Сам показывает танцовщикам все движения, перевоплощаясь то в Эсмеральду, то в Фроло, то в Квазимодо (кстати, сам балетмейстер был первым исполнителем этой партии.) Пети превратил в маленький спектакль даже предпремьерную пресс-конференцию. Не просто рассказал о репетициях, но и разыграл целые сценки. Маэстро пребывает в полном восторге от Эсмеральды Светланы Лунькиной ("Она одна из лучших балерин мира! Поверьте, я видел многих"). Восхищается Николаем Цискаридзе ("Такой энергетики и силы у Квазимодо еще не было. А ведь эту партию танцевали и Нуреев, и Барышников".) Артистов на остальные роли Ролан Пети нашел в кордебалете. "Руслан Скворцов (Клод Фроло) с первого жеста вошел в образ дьявола в монашеской сутане. А в Сашу Волчкова (Феб) я поверил не сразу - в жизни этот танцовщик слишком застенчив. Но уже через пять дней репетиций стал таким самоуверенным и надменным красавцем! Вашим молодым по силам многое, и они непременно вырастут в самых настоящих звезд".
Большой театр (292 00 50, 292 99 86), 15, 16 февраля.
Картинка с выставки
Круговая панорама Санкт-Петербурга. 1861 год
Это - только фрагмент. Длина панорамы - почти 5 метров. Она была сделана с башни Адмиралтейства и существует в одном (!) экземпляре. Она, как и другие уникальные снимки, представленные на выставке "Санкт-Петербург и его окрестности в фотографиях XIX века", хранится в коллекции Института истории материальной культуры. Другой хит экспозиции - замечательные виды дворца в Стрельне, того самого, который сейчас реконструируют и превращают в гостиницу. Выставка открывает "Сезоны петербургской фотографии в Москве", приуроченные к 300-летию северной столицы.
Софья КРЫНСКАЯ
Московский дом фотографии (231 33 25/26/27).
Вечерний звонок
Как вы проведете выходные?
Александра ДУРСЕНЕВА, солистка Большого театра:
- Меня не было в стране полгода, вернулась и сразу окунулась в репетиции оперы Стравинского "Похождения повесы", которую ставит Дмитрий Черняков в Большом театре. Премьера состоится 20 февраля. Все мои коллеги, задействованные в постановке, работают над ней уже с декабря, а я только что приступила. Целыми днями напролет в театре - нагоняю. И тем не менее взяла билеты на "Собор Парижской Богоматери" Ролана Пети. Любопытно посмотреть, хотя знакомые говорят, что это неинтересно, что музыка - караул! Говорят: это совсем не то, что привозили тридцать лет назад. Да и Николай Цискаридзе - не Квазимодо. Но слухи есть слухи. Надо самой посмотреть. На "Реквием" же Верди в "Новую оперу" не пойду. Прочла, что дирижер Евгений Колобов, а солисты не названы. Я такого не понимаю.
Ксения КИСТЯКОВСКАЯ, хозяйка магазина предметного дизайна Novodeл:
- На Крымском Валу сейчас проходит выставка "Дело в шляпе". Шляпа представлена как культурный феномен. Произведения Тропинина, Крамского, Репина и многих других. Коллекции Исторического музея, Елены Супрун, Аллы Демидовой, произведения современных дизайнеров. Я там уже побывала, и впечатления у меня остались довольно смутные. Нет, идея, конечно, замечательная. Но, мир в отношении моды значительно продвинулся вперед, а у нас все осталось на уровне 50-х годов. Никаких положительных эмоций, посетив Третьяковскую галерею, я не испытала. Сейчас собираюсь туда снова на фестиваль "Московская абстракция. Вторая половина XX века". Интересно посмотреть, хоть мнения о нем неоднозначные. Здорово, что представлены разные поколения, художники, многие из которых нигде раньше не выставлялись. Очень хочу посмотреть фильм "Куклы" Такеши Китано, которого люблю.
Игорь НИКОЛАЕВ, певец, композитор:
- К сожалению, сейчас у меня совсем не остается ни сил, ни времени, чтобы следить за культурной жизнью столицы. Вся энергия уходит на подготовку моих творческих вечеров "Миллион красивых женщин", которые пройдут в Кремле 1 и 2 марта. Могу только сказать, что мне по-прежнему интересно кино, и если бы удалось найти свободную минутку, наверняка пошел бы на какую-нибудь премьеру. Знаю, что на этой неделе все еще в прокате "Фрида" Джули Тэймор. Сюжет интересный, как мне кажется.
Нина САДУР, драматург:
- Дочь за границей, поэтому все время посвящаю семилетней внучке. Водили ее недавно в Кремлевский дворец на "Щелкунчика" и "Лебединое озеро". Ей понравилось. Считаю "Реквием" в "Новой опере" и "Собор Парижской Богоматери" в Большом театре роскошнейшими культурными событиями нынешних выходных. Я обожаю балет, хоть и не большой его знаток. Меня мама с детства на него водила, приучив таким образом чувствовать красоту танца. С удовольствием сходила бы в кино на "Фриду". А в общем, люблю таких режиссеров, как Линч, Бергман, Тарковский. Нравится "Рассекая волны" фон Триера. Уважаю хорошее кино, которое требует интеллектуальных усилий. Но для отдыха, считаю, лучше ужастики. Это своеобразная психотерапия.