Сразу после мусульманского праздника Курбан-байрам из Уфы в Москву прилетел на один день верховный муфтий, председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Сафа Таджуддин. И так получилось, что большую часть этого времени он провел в общении сначала с журналистами, а потом - с читателями "Известий", отвечая одновременно на телефонные звонки и на вопросы в режиме реального времени через Интернет. Публикуем часть этой беседы, а полный текст диалога в Интернете
вывешен на сайте "Известий" iz.ru .
- Здравствуйте, беспокоит Аркадий Смирнов. Во-первых, поздравляю вас с праздником. Желаю здоровья, счастья! А вопрос такой: возможно ли в принципе нормальное, мирное сосуществование представителей славянской и тюркской цивилизаций?
- Сердечно благодарю за поздравление с праздником приближения к милости Всевышнего. Что касается вопроса, то мирное сосуществование, сотрудничество, взаимное влияние, даже взаимопроникновение должны быть. Нам нужно вернуться к той стадии, которая была до строительства Вавилонской башни. Посмотрите: в Татарстане, Башкортостане более 30 процентов браков - смешанные. И хорошо живут люди, и прекрасные дети рождаются. Кто их сможет поделить? Сама судьба от Бога свела наши народы вместе. Будь то славяне или тюркоязычные народы - мы на стыке Европы и Азии, поэтому идеи евразийства для нас очень близки. Ведь не из-за океана пришли мы друг к другу. Нас объединила единая Отчизна. И мы обязаны чтить и уважать друг друга. Без всяких националистических поползновений. Тогда только мы достигнем милостей и довольства Всевышнего.
- Добрый день, это Михаил Петров из Москвы. Расскажите, пожалуйста, как складываются ваши личные отношения с патриархом Московским?
- А чего им складываться, когда я Его Святейшество патриарха Алексия знаю уже четверть века. У нас самые дружественные и братские отношения. Я испытываю к нему глубочайшее уважение и почтение.
- Но разница в вере не мешает пониманию?
- Что может мешать? Мы верим в единого Бога.
- Уважаемый муфтий, как вы относитесь к расколу в чеченском руководстве?
- О каком расколе вы говорите, я не знаю.
- Но ведь есть сомнения: вызовет ли доверие новое правительство, будущий референдум?
- Может, у каких-то лордов останутся сомнения даже после референдума, но у большинства народа не будет никакого сомнения. А правительство, власть должны обязательно быть. Чеченцы - мусульмане. Несколько сот лет тому назад они приняли ислам. А в исламе говорится: повинуйтесь Всевышнему, его посланнику и властям предержащим из вас. Там, где нет врача, не живите, говорит пророк Мухаммед, а где нет султана, где нет власти, где нет президента или правительства - туда даже ногой не ступайте. Анархии быть не должно.
- Какова, по вашим оценкам, будет реакция мусульманского сообщества, если начнутся военные действия в Ираке?
- Я не могу говорить о каждом человеке. Но настроение чувствуется. Ведь то, что произошло в США, кощунственно. То, что произошло в Москве, кощунственно. Мы с содроганием это восприняли. Весь мир это осуждает. Но когда в отместку лидеру страны кто-то волевым решением хочет наказать 25-миллионный народ Ирака, что это вызовет? Реакцию не только мусульман, но и всего мира! И если мы будем молчать, то перед Богом это зачтется так же, как будто мы соучастники в этом деле. А может получиться и так, что мусульмане всего мира будут молиться за президента Буша, так как ни аятоллы, ни имамы, ни даже бен Ладен не смогли на основе своих призывов объединить весь раздираемый противоречиями исламский мир, а вот когда начнут, не дай бог, эти бомбардировки, это моментально может отразиться на всем исламском мире. Но кому это будет на пользу?
- Меня зовут Дмитрий. Скажите, почему вы поддержали идею введения в школах "Основ православной культуры", ведь у многих мусульман это вызвало протест?
- Не у многих. У отдельных лиц. Этот вопрос обсуждался и на Межрелигиозном совете России, на пленуме ЦДУМ России, а также на встрече муфтиев в середине декабря 2002 года. Наши муфтии на пленуме заявили: преподавание религиозного образования очень хорошо, там, где прошел медведь, и мы пройдем. Мы выступаем за создание учебника по истории нашей страны, в котором бы каждая традиционная конфессия изложила свой взгляд: на православную культуру, на мусульманскую, на иудейскую и буддийскую. Чтобы это преподавали светские учителя, а не духовенство. Мы не должны делить наших детей в детских садах, школах и вузах по конфессиям, по религиозному признаку. Ибо этим закладываем мину под будущее нашей страны, и до совершеннолетия все дети - в естественной вере, без греха. Только председатель так называемого Совета муфтиев Равиль Гайнутдин выразил протест против преподавания православной культуры в школах и вузах. Об этом его представители говорили и на Межрелигиозном совете. Представители традиционных конфессий нашей страны, в том числе и мусульманских в лице ЦДУМ России и Высшего координационного центра духовных управлений мусульман Северного Кавказа, осудили муфтия Равиля Гайнутдина.
- Не знаете ли, уважаемый муфтий, каким образом решилась проблема строительства мусульманского центра и мечети в Сергиевом Посаде? Об этом, в частности, писали в "Известиях" в конце 2002 года.
- Я не знаю о существовании там мусульманской общины. Она у нас не зарегистрирована. Но эти вопросы регистрации, строительства мечетей решаются положительно во всех регионах России. И если там какое-то недопонимание есть, то это не обязательно вина властей. Сегодня строительство мечетей - очень дорогостоящее мероприятие, и из-за пяти или пятнадцати человек невозможно построить мечеть. Первая мечеть, которую построил пророк Мухаммед в Медине, была построена из камыша, пальмовых ветвей, но молитва в ней перед Всевышним равняется тысяче молитв. Весь земной шар - это Божий храм, и можно молиться в любом месте - в лесу, в поле, дома, никто не может ее ограничить или запретить. Если там есть общины не фиктивные, не на бумаге, мусульмане могут обратиться в мэрию и организовать мечеть в любом клубе или в другом здании, а затем и построить храм.
Вопрос задает Игорь Александрович Фомин. Одна из главных проблем ислама сегодня - это ваххабизм и прочие экстремистские течения. Как вы решаете эту проблему и есть ли возможность решить ее вообще? Чем ваххабизм силен и привлекателен для молодежи?
- Чем он силен? Долларами, которые тоже зеленого цвета, и некоторой мусульманской молодежи кажется, что это очень близко к исламу, тем более когда дается бесплатно. И когда говорится, что твой папа, мама и бабушка не настоящие мусульмане и все, что они запрещают, делать можно, даже голову отрезать можно. Среди молодежи мусульман России приверженцев ваххабизма нет. Есть некоторая часть, которая за последние 7-8 лет подготовлена за рубежом. Немало тех, которые не только работают за доллары, но и идейно, по убеждению. Потому что большинство их подготовлено за рубежом в так называемых исламских центрах. Мы предполагали, что это 500-600 человек, а статистика говорит, что их более 20 тысяч. Любой специалист, даже в сфере экономики, проходит переаттестацию. Поэтому и духовенство, подготовленное за рубежом, должно проходить переаттестацию в духовных управлениях.
- Емельянов Валерий. Уважаемый муфтий, слышал о расколе среди российских мусульман. Какие силы стоят за этим?
- Раскола как такового среди российских мусульман нет и не было. С начала 90-х годов были попытки приручения традиционных мусульманских духовных структур некоторыми исламскими центрами из-за рубежа. Тогда, в начале 90-х годов, зарубежные исламские центры начали создавать параллельные структуры в нашей стране. Этому способствовала и слабость законодательной базы. Достаточно было создать три фиктивные религиозные организации на местах, и на их основе регистрировались религиозные центры, параллельные традиционным духовным центрам мусульман России. И в то же время зарубежные исламские центры некоторых стран в последние 9-10 лет привлекали молодежь, детей 13-, 14-летнего возраста - в этом им оказал немалое содействие так называемый Исламский культурный центр России. До 1999 года, до нападения бандформирований из Чечни на Дагестан, в России каждое лето было организовано по 20 лагерей, в каждом из них отдыхало по 200-250 детей, более половины из них - из Казахстана, Средней Азии и регионов России. За 10 дней методом тестирования отбирались дети и направлялись за рубеж. После 5-6 лет подготовки в зарубежных центрах они возвращались на родину в большинстве своем воспитанными в духе экстремизма и ваххабизма, зомбированными и со стеклянными глазами. Об этом нам говорят представители мусульманского духовенства и со слезами на глазах - прихожане. Разговоры о расколе и противостоянии среди мусульман России - миф, выдуманный и поддерживаемый целенаправленно. Кому-то очень хотелось бы, чтобы такой раскол был. Более 99% мусульман России придерживаются традиционного для мусульман России ислама. 1113 лет назад наши предки приняли ислам добровольно по воле Всевышнего в Древних Булгарах и не изменяли ему в течение веков. Наши предки приняли ислам сердцем, тысячи наших богословов поняли суть ислама и объясняли его людям. И за 70 с лишним лет государственного атеизма вера и традиции ислама не выкорчеваны из наших сердец. Вакуума в сердцах подавляющего большинства россиян, в том числе и мусульман, нет.
- Говорит Ренат. Уважаемый шейх-уль-ислам, как ислам относится к року? Возможна ли проповедь имама на рок-концерте?
- Отрицательно отношусь лично. По исламу - на пустое тратить жизнь - это глупость. Богослужение под музыку, под рок никогда не исполнялось и недопустимо. А вот проповедь я могу и там, на рок-концерте, сказать - в перерыве.
Я искренне благодарю всех, кто обратился ко мне с вопросами. Радует, что люди сейчас интересуются не только тем, что и где можно покушать, но и духовными проблемами, и деятельностью мусульманских организаций. Тем и отличается человек. Пророк Мухаммед говорил: "Вопрос - врата знаний". Лучше один раз увидеть и спросить, чем 100 раз услышать через кого-то и когда-то. Искренне благодарю газету "Известия" за предоставленную возможность общения с моими соотечественниками.