Берлинский кинофестиваль перевалил за экватор, и вслед за Николасом Кейджем и Ричардом Гиром по красной ковровой дорожке прошла Николь Кидман: она представляет конкурсный фильм "Часы", еще осенью прошедший в американском прокате, но до Европы добравшийся только сейчас. Картина, уже отмеченная "Золотыми глобусами", считается верным кандидатом на "Оскара" и в Берлине тоже наверняка не останется без приза - пока что, по опросам критиков, у нее самые высокие оценки.
После того как Стивен Далдри снял "Билли Эллиота", в британские балетные школы стали сотнями записываться мальчики. Не желая разменивать собственный успех на гривенники, после простой истории о юном танцоре из шахтерского городка Далдри взялся за сложный по структуре и полифоничный сценарий, основанный на романе Майкла Каннингема "Часы". За два часа экранного времени один день своей жизни проживают три впрямую не связанные друг с другом женщины: писательница Вирджиния Вульф (Николь Кидман), домохозяйка из пятидесятых (Джулиана Мур) и современная ньюйоркерша (Мэрил Стрип).
"Билли Эллиот" был историей о балете, "Часы" и вовсе смотрятся как балетный спектакль: приблизительно зная либретто, можно оттолкнуться от любого эпизода фильма и под саундтрек Филиппа Гласса бесконечно далеко углубиться в собственные мысли.
Сам Далдри утверждает, что про его работу нельзя сказать точно, чему именно она посвящена: в ней затрагивается слишком много важных тем. На самом деле магистральная тема есть: "Часы" - это фильм о семье, в это определение укладывается и несчастный брак в середине пятидесятых, и быт однополой пары в сегодняшнем Нью-Йорке. Все ассоциации, которые неизбежно навевают на зрителя фильм Далдри и музыка Гласса, связаны именно с семьей, независимо от того, какой смысл вкладывать в это понятие.
В связи с этим символичным кажется участие в картине Николь Кидман, чья семейная жизнь досконально изучена и растиражирована. На пресс-конференции актрису спросили, не стала ли для нее работа над "Часами" своего рода терапией. Актриса догадку не подтвердила, но и опровергать не стала. Однако выбор Николь Кидман в фаворитки призовых гонок (именно ее номинируют и награждают за главную роль в "Часах") представляется по меньшей мере несправедливым - Мэрил Стрип и Джулиана Мур играют ничуть не хуже. Скорее всего "Золотой глобус" достался Кидман из-за странности производимого ее ролью впечатления: портретный грим изменил актрису почти до неузнаваемости, и нет ничего более дикого, чем наблюдать у существа с незнакомым лицом мимику и жесты, знакомые по десяткам предыдущих фильмов.
Стивен ДАЛДРИ, британский режиссер:
В фильме должна быть одна звезда, а у меня их три
- Что привлекает вас в Вирджинии Вульф и почему вы взялись за это проект?
- Впервые я прочел ее книги в университете. Не могу сказать, что она изменила мою жизнь или что я был одержим ее прозой. Самое удивительное в Вирджинии Вульф то, что каждое поколение открывает ее по-новому, как будто она пишет именно сейчас и именно для вас. Сегодня ее романы не просто актуальны - они порой кажутся радикальными. Что касается всего проекта, вот что я вам скажу: вы себе представить не можете, как долго тянется производство картины. "Часы" заняли у нас два года! После "Билли Эллиота" у меня была возможность выбирать сценарии. Иногда я загорался: "Да, да, хочу снять комедию про ограбление банка, обожаю такие комедии". Но потом прикидывал и понимал - месяцев за шесть мне это ограбление осточертеет. Как прикажете работать остальные полтора года? С отвращением? Поэтому я искал сценарий, с которым можно прожить несколько лет, и нашел "Часы".
- В "Билли Эллиоте" вы снимали дебютантов, в "Часах" - главных голливудских актрис. Трудно было переключаться?
- В работе с голливудскими звездами есть одна большая проблема - у каждого крупного актера за время карьеры вырабатывается некий "язык" взаимодействия с аудиторией. Они кочуют из фильма в фильм, нащупывая амплуа, которое устроит публику, а когда находится "нужный" образ, звезда мумифицируется и играет по накатанной колее. Актрисы, занятые в моей картине, представляются исключением из этого правила - они не боятся трансформаций.
- Как три большие звезды ужились в одном фильме?
- Как героини никогда не встречались в жизни (за исключением небольшого эпизода), так и актрисы не встречались на съемочной площадке. Хотя, преподавая режиссуру, я сам всегда говорил студентам, что в одном спектакле или в одном фильме не может быть нескольких великих актеров. На одну "звезду" полагается один фильм или один спектакль. Иначе это будет сплошное перетягивание каната.
- По-моему, ваш фильм не оставляет сомнений в том, что счастье в принципе невозможно...
- Из-за привычки к кинематографическим хеппи-эндам мы привыкли думать, что и в реальной жизни существует возможность какого-то финального законченного счастья. На самом деле жизнь - и мой фильм во многом об этом - представляет из себя цепочку бесконечных альтернатив: от нас постоянно требуется делать выбор - как бы болезненно и трудно это ни было.
- Говорят, что 11 сентября резко изменило ваши взгляды на жизнь (информационные агентства сообщали, что после терактов в Америке Далдри, долгие годы имевший репутацию гея, неожиданно женился. - "Известия"). Как это отразилось на картине "Часы", столь далекой от политики?
- Двенадцатого сентября я должен был лететь из Лондона в Америку и приступать к съемкам этого фильма, но никакие самолеты, естественно, не летали. Говорить о том, что было со мной 11 сентября, я сейчас еще не готов.
- Теперь вы должны выбирать сценарии еще более придирчиво, чем после "Билли Элиота".
- Наш главный таблоид "Сан" написал, что я снимаю научно-фантастический фильм с Дженнифер Лопес и Николь Кидман. Вот этим и займусь.