Земля под вокзалами и станциями останется в федеральной собственности. Сенаторы и думцы также освободили руководителя будущего ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) от необходимости ежегодного отчета перед нижней палатой, а правительство - от необходимости согласовывать кандидатуру главы ОАО РЖД с президентом.
Создание ОАО РЖД, которое придет на смену действующему МПС, намечено на апрель. Имущество будущего ОАО РЖД оценивается в 1,3 трлн рублей. Принятие закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" должно снять последние ограничения, сдерживающие реформу МПС. Три других закона из "железнодорожного пакета" были успешно приняты Думой и Советом федерации.
Сенаторы отклонили рассматриваемый законопроект. Формальная причина отказа одобрить документ была незамысловата: по мнению сенаторов, "были слишком отрегулированы рыночные процессы". Их недовольство вызвала прежде всего система назначения главы будущего акционерного общества. Назначать руководителя ОАО РЖД в отклоненном законопроекте предлагалось правительству по согласованию с президентом. Сенаторы считали, что назначение руководителя АО - прерогатива совета директоров, и советовали коллегам из нижней палаты внимательнее перечитать закон об акционерных обществах. Недовольство Совета федерации вызвало также положение законопроекта, требовавшее от главы ОАО РЖД отчитываться перед Госдумой. МПС поддерживало сенаторов. "Почему "Газпром" и РАО "ЕЭС" перед Думой не отчитываются, а от РЖД депутаты вдруг решили требовать отчет?" - сказал "Известиям" начальник отдела по связям со СМИ МПС Владимир Чернявский.
В результате работы согласительной комиссии сенаторы добились от думцев лишь незначительных поправок. Принципиальные моменты, в частности, запрет на внесение в уставный капитал ОАО РЖД земельных участков, на которых расположены вокзалы и железнодорожные станции, остались в прежней редакции. "Мы сумели сохранить эту землю, имеющую немалую ценность, в федеральной собственности", - сказал "Известиям" лидер думской фракции "Отечество - Вся Россия" Вячеслав Володин.
В МПС, правда, уверены, что земля под вокзалами и станциями имеет то же значение для железнодорожной отрасли, что и земля, по которой проложены рельсы. "Если в уставный капитал вносится земля под железнодорожным полотном, то почему земля под вокзалами и станциями не должна принадлежать ОАО РЖД?" - говорит ответственный сотрудник Министерства путей сообщения.
Сенаторы и думцы договорились о том, что главу "Российских железных дорог" назначает кабинет министров, но формального участия президента РФ в этом процессе не требуется. "Правительство - стопроцентный акционер, и его права здесь неоспоримы", - считают в МПС. Норма о необходимости отчета главы РЖД перед Госдумой вычеркнута из законопроекта.