В 1995 году бывший фотограф Ларри Кларк, всегда предпочитавший моделей допризывного возраста, дебютировал в кино картиной "Детки". Нью-йоркские подростки представали в фильме поколением смертников: камикадзе эпохи СПИДа, за свою импульсивность и свальный грех на вечеринках они расплачивались одним на всех фатальным диагнозом.
Но прошло 7 лет, и оказалось, что никто особо не умер. А если и умер, то сам виноват - все над тобой будут смеяться, как над парнем по имени Кен Парк, который по дурости прострелил себе башку в первых кадрах одноименной картины. Будь он поумнее, решил бы все проблемы, на залитом солнцем диване отдаваясь радостному промискуитету со своими одноклассниками.
С "детками" середины 90-х, однако, произошла вещь пострашнее, чем смерть: они выросли и перестали интересовать Кларка, для которого аттестат зрелости - тот же волчий билет. Задумав "Кена Парка" как "семейное кино", режиссер смело проникает туда, где до него побывали довольно многие (от Дэвида Линча до Тодда Солонца), - в дома простых американцев. И там Кларк находит картину возмутительной эксплуатации: родители используют детей для удовлетворения своих эмоциональных и сексуальных потребностей.
В рамках кинематографической семьи могут существовать все возможные формы инцеста и совращения малолетних -- вряд ли это можно назвать большим открытием. Ларри Кларк на лавры первооткрывателя в общем-то не претендует: просто по контракту он обязан давать интервью, а в них высказывать некие идеи, обосновывающие присутствие голых подростков на экране. Собственно, наличие теории и отличает безымянного порноремесленника от уважаемого кинофестивалями мэтра.
Замысел "Кена Парка" появился раньше, чем идея "Деток", но 7 лет назад никто не дал бы вчерашнему фотографу снимать кино, в котором дети занимались бы сексом ради секса (на радость педофилам в зрительном зале). В 1995 году режиссеру-дебютанту пришлось делать упор на "социальную" тематику, пугать своими откровениями родителей и ненавязчиво намекать подросткам на существование презервативов. Теперь идейный педофил Кларк, возведенный в ранг классика независимых, может наконец позволить себе снять то, к чему всегда лежала душа, - жизнерадостное детское порно.
Нравится группа "Тату" - и любите ее на здоровье. Только не надо говорить, что их музыка - великое искусство.
Эд ЛАХМАН, оператор, режиссер:
Секс есть везде
Лахман - второй режиссер "Кена Парка", больше известен как оператор. Он стоял за камерой на картинах "Эрин Брокович" и "Девственницы-самоубийцы". Одна из его последних операторских работ - фильм "Вдали от рая" Тодда Хейнса, выходящий в наш прокат на следующей неделе. О своем сотрудничестве с Ларри Кларком Лахман рассказал корреспонденту "Известий" Марии КУВШИНОВОЙ.
- Не трудно вам было работать в пуританской Америке?
- Мы нашли деньги во Франции и сделали фильм. Это позволило нам быть настолько откровенными и открытыми, насколько мы хотели.
- Как вы и Кинг уживались на съемках?
- Ларри по первой профессии фотограф, я - оператор, так что у нас похожий взгляд на мир. Мы с ним все время были на площадке с ребятишками, со взрослыми актерами. У нас было четыре уха, четыре глаза - это же лучше, чем по два... По утрам мы с Ларри ходили на прогулки, обсуждая будущие мизансцены.
- Как строилась ваша работа с молодыми актерами?
- Мы много времени провели с ними до начала съемок - фотографировали, разговаривали. А когда пришло время включать камеру, просто позволили им выплеснуть свою сексуальность. У них с этим не было никаких проблем -- американские дети с раннего возраста привыкают к порнографии. Зайдешь бывало к кому-нибудь в дом, а там сидит на полу четырехлетний ребенок и смотрит дневной эротический канал. Реклама, журналы, клипы - секс есть везде.