С ним беседовал Виктор ПРУСАКОВ.
- Велика ли доля российских граждан среди тех, кто пытается нелегально проникнуть в Литву?
- Примерно 30 процентов. Хочу сразу подчеркнуть, что соглашение о реадмиссии будет распространяться не только на россиян, но и на граждан третьих стран, попадающих в Литву с российской территории. Всего наши пограничники задерживают от полутора до двух сотен "нелегалов" в год. Основной поток идет из стран Азии - Афганистана, Пакистана, Вьетнама. Большинство этих людей стремятся в Западную Европу, Литва для них - транзитная страна.
- Известно, что в последние годы Литве удается довольно успешно противостоять наплыву нелегальных мигрантов. Те, кто раньше стремился попасть на Запад через литовскую территорию, теперь избирают другие, более южные маршруты…
- Действительно, ситуация в этой сфере меняется к лучшему. Еще несколько лет назад к нам, главным образом через границу с Белоруссией, незаконно проникали 2-3 тысячи человек в год. Многие прыгали с поездов, направлявшихся в Калининград, - таких ежегодно набиралось около сотни. С середины 90-х мы взялись за наведение порядка в этой области - заключили со странами Западной Европы соглашение о реадмиссии, усилили охрану границ, внесли серьезные поправки во внутреннее законодательство (теперь за пособничество в незаконном переводе через границу грозит до 15 лет тюрьмы с конфискацией имущества). Тем не менее проблема остается, и здесь важная роль отводится упомянутому соглашению с Россией. Оно должно вступить в силу не позднее 30 июня - к моменту введения нового, так называемого упрощенного транзита россиян через Литву в Калининградскую область.
- В чем суть этих новых правил, вокруг которых уже сломано немало копий?
- До 1 июля российским гражданам, которые направляются по железной дороге из России в Калининград, не требуется литовской визы. После этой даты этим пассажирам понадобятся два новых вида транзитных документов. Первый, многократный, будет действителен для всех видов транспорта, другой разрабатывается специально для железной дороги. Чтобы купить билет на поезд, человек должен будет представить в кассу свои паспортные данные, которые по электронной почте переадресуют сюда, в посольство. Здесь в течение 24 часов информация о каждом потенциальном пассажире будет проверяться. Лишь затем, если она окажется верной, касса сможет продать пассажиру билет.
- Но такой порядок создаст людям немалые проблемы - ведь им придется дважды отстаивать очереди в кассу.
- Думаю, вопрос о том, как лучше наладить прием данных от своих пассажиров, находится в компетенции российской стороны. Если МПС разрешит бронировать билеты по телефону, то человеку будет достаточно обратиться в кассу один раз.
- Как долго будут действовать новые транзитные порядки?
- До момента присоединения Вильнюса к Шенгенскому соглашению. А это произойдет через несколько лет после вступления Литвы в Евросоюз, запланированного на май 2004 года.
- На ваш взгляд, пытается ли Кремль в этой связи оказывать давление на Вильнюс?
- Не могу сказать, что со стороны России есть какое-то давление. Некоторые спорные моменты мы предпочитаем обсуждать не через прессу, а конфиденциально. Конечно, часто приходится слышать: мол, россиян лишают права беспрепятственно ездить из одного своего региона в другой. При этом забывают, что Литва - суверенная страна, что у нее тоже есть и право защищать свои границы, и определенные обязательства перед Евросоюзом.