В субботу вечером в Первом павильоне "Мосфильма" наконец вручили премию "Золотой орел" Национальной академии кинематографических искусств и наук России. Церемония должна была состояться еще в сентябре, но была перенесена из-за событий в Кармадонском ущелье. Главный приз получила "Кукушка" Александра Рогожкина.
Ни одна церемония награждения в истории кино не длилась столько, сколько первый "Золотой орел" - премии начали вручать 27 июня 2002 года и закончили 25 января 2003-го. Эстетика мероприятия была заявлена еще тогда, в конце июня, - в разгар Московского кинофестиваля Никита Михалков и Владимир Наумов презентовали свою новую академию и вперемежку награждали почетными "Орлами" живых и мертвых кинематографистов.
Для поддержания атмосферы имперских похорон организаторы пустили в ход все подобающие приемы: в декорациях черное соседствовало с золотым, церемония предварилась бесконечным повтором "Танца рыцарей" Прокофьева, звучащего в рекламе водки "Русский стандарт", а выходившие на сцену поголовно были облачены в траур.
Общего настроя не разделяли только иностранные гости, не понимающие нюансов российского кинопроцесса: Пьер Ришар, вручающий премию за лучший иностранный фильм в нашем прокате, отчаянно комиковал, а звезда бергмановских фильмов Биби Андерсон что-то мило лопотала про любовь скандинавских актрис к Никите Михалкову. Джина же Лоллобриджида молча вскрыла конверт, оставив без работы переводчицу. Итальянская и шведская звезды как будто сговорились поменяться темпераментами. Лоллобриджида незаметно исчезла со сцены, пока награжденный ею оператор Юрий Невский произносил то, что в сценарии шоу называлось "слова радости и благодарности победителя". Андерсон же, напротив, спела веселую шведскую песенку и заставила зал подняться.
Однако подлинными героями церемонии оказались звезды не иностранные, а наши - триумфатор Виктор Бычков, за всех получавший награды "Кукушки", и Людмила Гурченко, на "оскаровский" манер представлявшая номинантов в категории "Лучший фильм". Свое выступление актриса начала с приветствия Эльдару Рязанову, президенту конкурирующей академии "Ника". К каждому выходу меняя платья от Юдашкина, в третий раз Гурченко вышла в своем костюме из рязановской "Карнавальной ночи". Но ее возглас "Браво, Эльдар!" ничуть не нарушил похоронного протокола - это был призыв проявить милость к падшим. К концу церемонии осталось устойчивое ощущение: "Нику" действительно похоронили - живой или мертвой. Хотя в приветствии президента Путина "Золотой орел" и был дипломатично назван "одной из самых молодых премий", со сцены многократно подчеркивалось: мы вручаем главный и единственный приз в отечественном кино. Если конферанс последней "Ники" процентов на пятьдесят состоял из издевательств над "Орлом", то "Орел" обошел "Нику" великодушным молчанием.
Внезапный припадок благородства, охвативший учредителей "Орла", следует признать главной находкой церемонии. Многократно обвиненные в коррупции, подтасовке и кумовстве, к концу вечера Михалков и его единомышленники были полностью прощены и оправданы расстроганными недоброжелателями.
Какие могут быть претензии, когда голосование было честным и результатов - это было заметно - никто не знал до самого конца? На кого обижаться, если победила "Кукушка", а "Дом дураков" не получил ничего? К чему придираться, если за нелепое попадание "Любовника" Валерия Тодоровского и "В движении" Филиппа Янковского в единственную - монтажную - номинацию, Михалков извинился дважды: со сцены и в прямом эфире "Первого канала"?
Однако, покинув церемонию в благодушном настроении, стоило пересмотреть трансляцию по телевизору, как смотришь в записи футбольный матч, исход которого уже известен. Любимая команда победила, напряжение спало и можно начать анализировать.
Триумф "Кукушки" отнюдь не снял главных вопросов. Первый из них - подход к составлению номинаций. Известно, что на первом этапе голосования анкеты были разосланы всем членам Союза кинематографистов (около четырех с половиной тысяч человек). На основании полученных результатов и были составлены номинации, в которых лучших выбирали уже академики. Незадолго до церемонии президент академии Владимир Наумов объявил, что назад вернулось 1200-1300 анкет. В субботу ночью, в прямом эфире "Первого канала" Никита Михалков назвал другую цифру - две с половиной тысячи голосов. Ошибка в тысячу с лишним находится за пределами допустимой статистической погрешности и наводит на мысль о большой приблизительности подсчетов. Это, пожалуй, дает основания и дальше обвинять академию если не в коррупции, то в подтасовке.
Второй важный вопрос был задан Никите Михалкову во время все того же прямого эфира: "Если академия наградила "Кукушку", то почему оскаровский комитет при академии направил на "Оскар" проигравший во всех номинациях "Дом дураков"?" Ответ у Михалкова, разумеется, нашелся: американские киноакадемики, дескать, никогда бы не оценили "Кукушку", потому что интрига в ней строится на трехъязычной путанице, которая в титровке выглядит как обычный разговор. Аргумент был сочтен убийственным -- осталось только посочувствовать американскому дистрибьютору картины, фирме "Сони": купила сдуру незнамо что и собирается показывать непонятливым штатовским зрителям.
Гениальность режиссуры очевидна: триумф любимой всеми "Кукушки" новая академия сумела превратить в свой собственный триумф. У "Ники" были только крылья, у "Орла" есть клюв, когти и кредитные карточки для всех номинантов. Что еще нужно для того, чтобы стать главной кинопремией страны?
Виктор БЫЧКОВ, актер:
- Вы получили "Орла" за лучшую мужскую роль. Это ваша первая награда за "Кукушку".
- Вилле получил на Московском кинофестивале, Анни получила в Выборге и на "Золотом Овне". Плохо ходить в рядовых, когда все вокруг генералы.
- Почему награды за "Кукушку" выходили получать вы, а не Александр Рогожкин?
- Он не любит суеты, он творец. Ему надо думать. Может быть, он боялся, что, приехав сюда, он что-то пропустит, потеряет.
- Сколько вообще призов у "Кукушки"?
- Мы получили уже двадцать четыре - двадцать пять наград. В принципе, я думаю, что и "Оскар" был бы наш. Потому что "Кукушка" - кино, с одной стороны, ни про что, а с другой - о вечности.