В пятницу на ТВС вышла первая часть фильма Евгения Киселева "Таганка с мастером и без". В субботу выйдет вторая. Ее решили приурочить к юбилею Владимира Высоцкого, оставившего свой след и в истории Театра на Таганке. О том, что такое для него Таганка, как снимался фильм и какие изменения происходят на канале, главный редактор ТВС Евгений КИСЕЛЕВ рассказал корреспонденту "Известий" Миле КУЗИНОЙ.
- Какую роль вы отводили себе в этом фильме?
- Каждый раз, когда мы с коллегами снимаем документальное кино, есть одна задача - хочется рассказать историю, которая не оставляет тебя равнодушным. Как правило, это история, которая прошла каким-то образом через мою собственную судьбу, которая меня поразила, изменила мои взгляды. Поэтому на первый взгляд выбор тем для фильмов может показаться случайным и бессистемным. Здесь и Любимов, и Кеннеди, и физик Фукс, работавший на советскую разведку.
Что касается "Таганки", то этот фильм я снимал в том числе для поколения моего сына. Вот мой сын уже, к сожалению, никогда не увидит того театра, ведь постановки не снимались на пленку. И мой сын Алеша, и его друзья этого никогда не увидят. Мой сын учится в Англии и на выходные, когда я ему звоню и задаю вопрос: "Где ты?" - он отвечает: то в Вене, то в Милане, то в Брюсселе, то у одних друзей, то у других. Это все благодаря в том числе таким людям, как Любимов, Солженицын, Сахаров.
- Вы почти ничего не говорите в этом фильме. Почему?
- Я не пытаюсь анализировать. В "Таганке", заметьте, почти нет закадрового текста. Он составлен из фрагментов хроники, спектаклей, интервью. А я там появляюсь как рассказчик. Колоссальная работа была проделана моими коллегами - режиссером Верой Сторожевой, сценаристом Викторией Дубицкой, Сергеем Костиным, руководящим всем документальным процессом на канале. В большой степени это режиссерский фильм. Вера Сторожева очень серьезно мне помогла. Я ведь записывал интервью только с самим Любимовым, с Зоей Богуславской, Вознесенским и с Иваном Дыховичным. Остальное сделали мои коллеги.
- Телекритики говорят о том, что в ваших документальных фильмах очень много вас, и даже обвиняют вас в нарциссизме.
- Если вы говорите о телекритиках, то я очень скептически отношусь к их объективности и профессионализму. Большинство из них завистливы, непрофессиональны и просто не умны. Недаром бытует расхожее мнение, что критиками становятся неудавшиеся режиссеры, сценаристы и телеведущие. Не хотелось бы, чтобы это восприняли на свой счет вы или такие уважаемые мной люди, как Ирина Петровская и Анна Качкаева. А если говорить по сути, то в документальном кино существует определенный ритм, шаг. В течение серии, которая занимает 52-55 минут эфирного времени, рассказчик или комментатор должен появиться семь, может быть восемь, раз. Ровно столько я и появляюсь на экране.
- Как часто вы сами ходили на Таганку?
- У меня с этим связана даже смешная история. У мамы есть подруга, которая живет прямо напротив Театра на Таганке. У нее была счастливая возможность занять очередь и наблюдать за ее движением из окна. С ней в коммунальной квартире жил еще один человек. Он был офицером КГБ и грешил любовью к спиртному. Муж маминой приятельницы как-то из заграничной командировки привез ему чудо-средство, которое помогло избавиться от алкогольной зависимости. В благодарность этот сосед, курирующий, насколько я понимаю, театральную жизнь Москвы, обеспечивал нас билетами не только на Таганку, но и во все остальные театры. Поэтому всю свою школьную юность и студенческую молодость я чувствовал себя самым счастливым человеком. Почему счастливым? Потому что лишний билетик на Таганку спрашивали уже у вагонов метро станции "Таганская", у театра стояли километровые очереди. И вот когда ты выходил из метро и подходил к театру, это, может быть, не очень красивое ощущение "у них нет, а у меня есть" делало тебя самым счастливым человеком.
- Что у вас самое любимое из любимовских постановок?
-
Я очень любил и несколько раз ходил на "Товарищ, верь". Это один из самых красивых и вдохновенных спектаклей, если помните, там, где было пять Пушкиных. Потрясающее прочтение классика, большего праздника для меня не было. Несколько раз ходил на "Павших и живых", спектакль, который брал за душу, несмотря на то что в целом это просто поэтическое представление.
- Можно сказать, что историю Таганки, ее триумф, потом раскол, можно сравнить с вашей историей, с триумфом НТВ, с последующим расколом команды. Когда делали этот фильм, проводили аналогии?
- Разумеется, проводил. Коллектив НТВ был сродни театральному коллективу, у нас была студийная атмосфера. Об этом первым сказал нынешний заместитель председателя ВГТРК Владимир Кулистиков. Есть теория о том, что театральный коллектив живет не более десяти лет. История НТВ началась летом 1993 года. Сейчас этот цикл, как видите, заканчивается.
- В связи с административными изменениями на ТВС (с канала уходят главный продюсер Александр Левин и его заместитель Нонна Агаджанова) вы стали больше уделять внимания продюсерской работе, сами читаете сценарии, отсматриваете кассеты. Останется у вас время на документалистику?
- Да, последнее время я действительно много занимаюсь творческим процессом. Но я не королева Англии, я действующий главный редактор, который отвечает за контент канала. На фильмы, надеюсь, тоже хватит времени, следующий выйдет в эфир уже в марте.