Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин пообещал зеркальный ответ в случае эскалации военных действий
Мир
В США сообщили о предварительных консультациях с Украиной до пуска «Орешника»
Мир
Захарова указала на неудачу Запада в попытке задушить РФ санкциями
Политика
Пушилин назвал пуск БРСД «Орешник» адекватным ответом на агрессию против РФ
Политика
Путин указал на вину США в разрушении системы международной безопасности
Армия
Глава Республики Крым поддержал ответ России на удары ВСУ западными ракетами
Политика
Глава ЛНР назвал удар России по ОПК Украины «Орешником» ответом сильной страны
Экономика
Финансист предрек ущерб экономике стран Европы от санкций США против Газпромбанка
Мир
В МИД России обвинили США в нежелании остановить кровопролитие в Газе
Мир
В США не признали ответственность за эскалацию украинского конфликта
Общество
Адвокат Блиновской заявила, что бухгалтер блогера пытается уйти от ответственности
Мир
В Пентагоне подтвердили получение данных от России о планах испытать «Орешник»
Мир
Военный эксперт объяснил нанесение удара по заводу «Южмаш»
Армия
«Орешник»: Россия ударила по Украине новейшей БРСД
Мир
Итальянский политолог назвал пуск «Орешника» последним предупреждением Западу
Общество
Спецборт МЧС доставил в Москву 37 россиян и 19 белорусов из Ливана
Происшествия
Губернатор Брянской области сообщил об уничтожении пяти украинских БПЛА
Экономика
Резервы РФ в золоте впервые превысили $200 млрд

Малевича мало не покажется

В субботу в берлинском филиале музея Соломона Гуггенхайма начинает работу выставка "Казимир Малевич. Супрематизм". На ней представлены картины и рисунки из многих собраний мира, в том числе из Третьяковки, Русского музея, Краснодарского художественного музея, Музея Людвига в Кельне, а также из собрания кельнской Галереи Гмуржинской - те самые вещи из коллекции Николая Харджиева, которые были нелегально вывезены из России в начале 1990-х годов
0
Казимир Малевич. Беспредметная композиция. 1915. Собрание Галереи Гмуржинской
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл
Каждая новая выставка Малевича - событие отрадное: всемирный интерес к Малевичу не угасает. Художник по-прежнему практически в одиночку представляет классическое русское искусство на мировой арене - и на арт-рынке (именно Малевичу принадлежит "русский" аукционный рекорд - 17 млн долларов), и в музеях (его работами гордятся многие собрания, а его выставки всегда становятся событиями - очередная откроется через две недели в Городском музее современного искусства в Париже). Вместе с тем выставка в музее Гуггенхайма еще до ее открытия стала предметом дискуссий. Ведь дело по незаконному вывозу коллекции Харджиева, возбужденное ФСБ, до сих пор не закрыто. 2,5 миллиона за шесть Малевичей Напомним: в ноябре 1993 года знаменитый историк искусства и литературы Николай Харджиев выехал в Голландию вместе со своей женой Лидией Чагой. Харджиев владел крупнейшей в мире архивной коллекцией русского авангарда - десятки картин, сотни рисунков, автографы, письма и т.д. Три месяца спустя на таможне в "Шереметьеве" была задержана часть этого архива, которую пытался вывезти из страны некто Дмитрий Якобсон. Вскоре стало понятно, что таможня остановила лишь малую - и, судя по всему, последнюю - часть коллекции. Как было вывезено все остальное, до сих пор неизвестно. Однако среди бумаг, задержанных таможней, обнаружилось рукописное соглашение Харджиева с кельнской галеристкой Кристиной Гмуржинской о выплате ему 2,5 млн долларов по прибытии в Амстердам. Другой документ объяснял, за что Гмуржинская должна расстаться с такими деньгами - это был черновик соглашения Харджиева и Гмуржинской о том, что тот передает ей на вечное хранение шесть произведений Малевича. Этот документ был опубликован в номере "Известий" от 22 апреля 1994 года (это была первая в нашей стране публикация о переезде коллекции Харджиева в Амстердам). Вскоре, однако, доверительные отношения между Харджиевым и Гмуржинской сменились враждой. Харджиеву пришлось долго дожидаться в Амстердаме своей коллекции, а получив ее, он обвинил Гмуржинскую в том, что она вернула ему не все. Скандал продолжается уже много лет. Харджиев и Чага успели за это время умереть. Но перед смертью Харджиев основал в Амстердаме фонд, в который и передал оставшиеся у него произведения (сейчас они переданы на временное хранение в амстердамский музей Стеделик). Гмуржинская начала перепродавать свою "шестерку". По сведениям, опубликованным в некоторых отечественных СМИ, одного из Малевичей она нелегально продала за 8 млн долларов американскому "шоколадному королю" и знаменитому коллекционеру Питеру Лаудеру. Однако "контрабандный шлейф", который тянется за этими вещами, снижает их цену, препятствует их свободному обращению на арт-рынке (коллекционеры боятся покупать такие вещи, так как Россия рано или поздно может предъявить к ним претензии) и показу на выставках -- сейчас в Берлине вещи из Галереи Гмуржинской представлены впервые. Они нуждаются в "очищении". В идеале ФСБ должна закрыть уголовное дело. Но пока этого не произошло, может сгодиться и символический "жест примирения". Жест примирения Первая попытка "примириться" была предпринята Гмуржинской еще в 1995 году. Музей Людвига устроил в Кельне совместную с Русским музеем выставку Малевича. В последний момент и без согласования с российской стороной немцы включили в нее и харджиевскую картину. Больше того, именно она должна была украсить обложку каталога выставки. Но Русский музей выразил протест, и уже отпечатанную обложку пустили под нож. Картина осталась в экспозиции, но сотрудники ГРМ не пришли на вернисаж, тем самым продемонстрировав свое отношение к "проблемным" картинам. Однако сейчас будто все изменилось. В берлинской выставке участвует и Русский музей, и многие другие наши государственные собрания (единственный из наших крупных музеев, не участвующий в проекте, - Эрмитаж, в собрании которого хранится четвертый вариант "Черного квадрата"). Соседство с хрестоматийными и юридически абсолютно чистыми произведениями из российских музеев призвано легализовать, "очистить" контрабандные харджиевские вещи. Получается, что, соглашаясь выставить рядом с ними картины из российских музеев, наше Министерство культуры продемонстрировало отказ от претензий на харджиевскую коллекцию. Хотя согласно статье 10 федерального Закона о ввозе и вывозе культурных ценностей они подлежат возвращению в страну, а уголовное дело так и не закрыто. "Известия" попросили прокомментировать эту парадоксальную ситуацию министра культуры РФ Михаила ШВЫДКОГО: - Что касается уголовного дела, оно возбуждено только по факту контрабанды архива. Что касается того, как, почему, на каком основании картины, которые принадлежали Харджиеву, оказались за рубежом, - этот вопрос до сих пор остается открытым. К сожалению, насколько мне известно, все наши усилия пока не принесли успеха. Конечно, у этих работ нет такой юридической чистоты, как у тех, которые принадлежат российским музеям. Но только с точки зрения российского права. А согласно голландскому праву, немецкому праву эти вещи чистые. Иначе их не выставил бы никакой Гуггенхайм. Для нас же в этой выставке есть элемент юридической некорректности. Но в данном случае я исхожу из следующего: мы потратили около 10 лет, ничего не добились, но это не должно лишать публику возможности видеть вещи и анализировать творчество художника в максимальной полноте. Впрочем, это вовсе не исключает того, что юридическая чистота для нас была бы, конечно, в высшей степени желательной. - То есть выставку нельзя назвать скандальной? - Я бы не называл ее скандальной. Выставка - это не суд. Я считаю, что на юридический статус харджиевских вещей их соседство с картинами из российских собраний не повлияет.
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир