Каждая новая выставка Малевича - событие отрадное: всемирный интерес к Малевичу не угасает. Художник по-прежнему практически в одиночку представляет классическое русское искусство на мировой арене - и на арт-рынке (именно Малевичу принадлежит "русский" аукционный рекорд - 17 млн долларов), и в музеях (его работами гордятся многие собрания, а его выставки всегда становятся событиями - очередная откроется через две недели в Городском музее современного искусства в Париже).
Вместе с тем выставка в музее Гуггенхайма еще до ее открытия стала предметом дискуссий. Ведь дело по незаконному вывозу коллекции Харджиева, возбужденное ФСБ, до сих пор не закрыто.
2,5 миллиона за шесть Малевичей
Напомним: в ноябре 1993 года знаменитый историк искусства и литературы Николай Харджиев выехал в Голландию вместе со своей женой Лидией Чагой. Харджиев владел крупнейшей в мире архивной коллекцией русского авангарда - десятки картин, сотни рисунков, автографы, письма и т.д. Три месяца спустя на таможне в "Шереметьеве" была задержана часть этого архива, которую пытался вывезти из страны некто Дмитрий Якобсон. Вскоре стало понятно, что таможня остановила лишь малую - и, судя по всему, последнюю - часть коллекции. Как было вывезено все остальное, до сих пор неизвестно. Однако среди бумаг, задержанных таможней, обнаружилось рукописное соглашение Харджиева с кельнской галеристкой Кристиной Гмуржинской о выплате ему 2,5 млн долларов по прибытии в Амстердам. Другой документ объяснял, за что Гмуржинская должна расстаться с такими деньгами - это был черновик соглашения Харджиева и Гмуржинской о том, что тот передает ей на вечное хранение шесть произведений Малевича. Этот документ был опубликован в номере "Известий" от 22 апреля 1994 года (это была первая в нашей стране публикация о переезде коллекции Харджиева в Амстердам).
Вскоре, однако, доверительные отношения между Харджиевым и Гмуржинской сменились враждой. Харджиеву пришлось долго дожидаться в Амстердаме своей коллекции, а получив ее, он обвинил Гмуржинскую в том, что она вернула ему не все.
Скандал продолжается уже много лет. Харджиев и Чага успели за это время умереть. Но перед смертью Харджиев основал в Амстердаме фонд, в который и передал оставшиеся у него произведения (сейчас они переданы на временное хранение в амстердамский музей Стеделик).
Гмуржинская начала перепродавать свою "шестерку". По сведениям, опубликованным в некоторых отечественных СМИ, одного из Малевичей она нелегально продала за 8 млн долларов американскому "шоколадному королю" и знаменитому коллекционеру Питеру Лаудеру. Однако "контрабандный шлейф", который тянется за этими вещами, снижает их цену, препятствует их свободному обращению на арт-рынке (коллекционеры боятся покупать такие вещи, так как Россия рано или поздно может предъявить к ним претензии) и показу на выставках -- сейчас в Берлине вещи из Галереи Гмуржинской представлены впервые. Они нуждаются в "очищении". В идеале ФСБ должна закрыть уголовное дело. Но пока этого не произошло, может сгодиться и символический "жест примирения".
Жест примирения
Первая попытка "примириться" была предпринята Гмуржинской еще в 1995 году. Музей Людвига устроил в Кельне совместную с Русским музеем выставку Малевича. В последний момент и без согласования с российской стороной немцы включили в нее и харджиевскую картину. Больше того, именно она должна была украсить обложку каталога выставки. Но Русский музей выразил протест, и уже отпечатанную обложку пустили под нож. Картина осталась в экспозиции, но сотрудники ГРМ не пришли на вернисаж, тем самым продемонстрировав свое отношение к "проблемным" картинам.
Однако сейчас будто все изменилось. В берлинской выставке участвует и Русский музей, и многие другие наши государственные собрания (единственный из наших крупных музеев, не участвующий в проекте, - Эрмитаж, в собрании которого хранится четвертый вариант "Черного квадрата"). Соседство с хрестоматийными и юридически абсолютно чистыми произведениями из российских музеев призвано легализовать, "очистить" контрабандные харджиевские вещи. Получается, что, соглашаясь выставить рядом с ними картины из российских музеев, наше Министерство культуры продемонстрировало отказ от претензий на харджиевскую коллекцию. Хотя согласно статье 10 федерального Закона о ввозе и вывозе культурных ценностей они подлежат возвращению в страну, а уголовное дело так и не закрыто.
"Известия" попросили прокомментировать эту парадоксальную ситуацию министра культуры РФ Михаила ШВЫДКОГО:
- Что касается уголовного дела, оно возбуждено только по факту контрабанды архива. Что касается того, как, почему, на каком основании картины, которые принадлежали Харджиеву, оказались за рубежом, - этот вопрос до сих пор остается открытым. К сожалению, насколько мне известно, все наши усилия пока не принесли успеха.
Конечно, у этих работ нет такой юридической чистоты, как у тех, которые принадлежат российским музеям. Но только с точки зрения российского права. А согласно голландскому праву, немецкому праву эти вещи чистые. Иначе их не выставил бы никакой Гуггенхайм. Для нас же в этой выставке есть элемент юридической некорректности. Но в данном случае я исхожу из следующего: мы потратили около 10 лет, ничего не добились, но это не должно лишать публику возможности видеть вещи и анализировать творчество художника в максимальной полноте. Впрочем, это вовсе не исключает того, что юридическая чистота для нас была бы, конечно, в высшей степени желательной.
- То есть выставку нельзя назвать скандальной?
- Я бы не называл ее скандальной. Выставка - это не суд. Я считаю, что на юридический статус харджиевских вещей их соседство с картинами из российских собраний не повлияет.