- За достоверность книги отвечает Служба внешней разведки, что и отличает ее от любых других изданий, - с нажимом заявил глава авторского коллектива Вадим Кирпиченко, представляя издание. Тем самым СВР отмежевалась от различных искажений своей истории и домыслов (вроде существования в Советском Союзе некоей службы "стратегической разведки", которой в реальности, подчеркнул Кирпиченко, никогда не было).
Те, кто держал в руках предыдущие тома, знают: чем ближе к нашим дням, тем более фрагментарными становятся "Очерки". Все меньше документов и персонажей может быть предано гласности - многие из действующих лиц еще живы, а если нет - остались их родственники, которые порой против публикаций о своих близких.
- Иллюзий о свободном доступе к нашим архивам быть не должно, - заявили представители СВР. Да и опубликованные документы текстуально чуть расходятся с оригиналами - убраны некоторые даты, псевдонимы разведчиков и их агентов ("помощников", как их предпочитают называть в СВР), сделаны купюры, порой слова заменены синонимами или переставлены местами, чтобы не скомпрометировать шифр. Но "домыслов в книге нет - кроме диалогов и описания погоды". А "художественно-документальная" форма придана очеркам для большей доступности, поясняют авторы.
Почти 50 очерков тома посвящены отдельным направлениям деятельности внешней разведки - в основном связанным с чрезвычайными ситуациями: берлинский, карибский и суэцкий кризисы, борьба с США за паритет в сфере ядерного оружия, урегулирование индийско-пакистанских отношений. Впервые публикуются материалы о работе отечественных разведчиков в Израиле - "то-то будет праздник для наших коллег в Тель-Авиве", отметил Кирпиченко, вызвав смешки в зале.
Среди опубликованных документов - доклады внешнеполитических ведомств многих стран (часто Великобритании - сказывается активная работа "группы Филби"), дипломатическая переписка (есть и тексты посланий президента США Джона Кеннеди главам других государств), секретные документы НАТО и агентурные сообщения о беседах с высокопоставленными политиками и дипломатами.
В книге нет широкого политического фона, на котором действовала разведка, - авторы считают, что такая задача перед ними не стояла. Более того, и в изложении фактов, и в их оценке авторский коллектив был нацелен на уклонение от стереотипов - не только идеологических ("не было ни чертей, ни ангелов", как выразился Кирпиченко), но и связанных с работой самого ведомства. "Выставлять нашу разведку как самую передовую и гуманную мы не стали - пусть факты говорят сами за себя", - резюмировал глава авторского коллектива.
Имена многих из героев тома уже давно стали легендарными - Ким Филби и другие члены "кембриджской пятерки", Рудольф Абель, супруги Крогер (Коэн). Впервые публикуются очерки о некоторых сотрудниках внешней разведки и их мемуары - двое из них, Василий Дождалев и Виталий Коротков, присутствовали на презентации, хотя в книге "воспоминания ветерана" приведены без подписи.
В шестой том "Очерков" войдут материалы с 1966 по начало 1990-х годов. И документальных приложений в нем будет заметно меньше.