Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Politico сообщило о планах США сократить поддержку Украины
Мир
The Times сообщила о плане ЕС огласить решение по активам РФ
Происшествия
В Новосибирске эвакуированы 670 человек из-за пожара в колледже
Общество
На Камчатке выявили крупный цех по нелегальной переработке лососевой рыбы
Армия
Силы ПВО сбили 121 украинский БПЛА над регионами РФ за ночь
Общество
Мурашко назвал сроки поступления вакцины от меланомы для первых пациентов
Происшествия
Пожарные локализовали возгорание на юго-западе Москвы
Общество
Временные ограничения введены в аэропорту Нижнего Новгорода
Туризм
Россиянам рассказали о подводных камнях долгосрочного пребывания в Турции и ОАЭ
Общество
Россияне запланировали провести новогодние каникулы дома с семьей
Мир
Нацменьшинства Украины призвали Трампа защитить их права
Общество
Медицинские и IT-специальности стали самыми востребованными в колледжах
Общество
Суд в Новосибирске назначил Илье Пономареву 12 лет за оправдание терроризма
Общество
Гуцан заявил о возбуждении 350 дел о коррупции в ключевых сферах государства
Общество
Долина считала себя участницей спецоперации в момент продажи квартиры
Происшествия
Во Флориде пострадал один человек при аварийной посадке самолета на трассу
Происшествия
Силы ПВО сбили один украинский беспилотник в Тульской области

Зураб ЦЕРЕТЕЛИ: "Лужков ко мне во снах приходит"

2003 год пройдет в столице под знаком Зураба Церетели. 4 января один из самых известных широкой публике и плодовитых художников Москвы отметил свой 69-й день рождения и сразу после пышного грузинского застолья стал готовиться к юбилею. Центр подготовки - дом на Большой Грузинской, 13. Занимающий полквартала старинный особняк - вмещающий в себя мастерскую, квартиру и даже небольшой парк скульптур - когда-то принадлежал предкам Зураба Церетели. Моя супруга была Андроникова. Ее тетя Лиля Андроникова жила в Санкт-Петербурге. Она красавица была, а Андроников был правой рукой де Голля. Она мне показала тайное письмо де Голля: "Вы помните, как мы танцевали и я говорил вам, какая у вас красивая шея..." Я спросил: "Тетя Лиля, он не целовал вас в шею?" Она та-ак на меня посмотрела...
0
Зураб Церетели. Я делал глупости из-за женщин
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл
2003 год пройдет в столице под знаком Зураба Церетели. 4 января один из самых известных широкой публике и плодовитых художников Москвы отметил свой 69-й день рождения и сразу после пышного грузинского застолья стал готовиться к юбилею. Центр подготовки - дом на Большой Грузинской, 13. Занимающий полквартала старинный особняк - вмещающий в себя мастерскую, квартиру и даже небольшой парк скульптур - когда-то принадлежал предкам Зураба Церетели. Вход в мастерскую охраняют гигантский клоун и белоснежная Фемида с весами. Во дворе - медведь с Манежной площади, мозаики цветного стекла и множество копий разных работ мастера. Проходя мимо, он ласково их поглаживает. На первый взгляд предельно добродушный и гостеприимный, Церетели искренне переживает, что его искусство так часто и язвительно критикуют, но находит в себе силы не сосредоточиваться на этом. Он много зарабатывает и много дарит. Он дружит с властью и считает, что для художника это не зазорно. Таким увидели Зураба Церетели корреспонденты "Известий", поздравив его с днем рождения. "Дома я только сплю" - Кто для вас главный человек в жизни? - Бабушка для меня очень важный человек была. И вообще - женщины моей семьи. Они все хорошее образование получали, все в Санкт-Петербурге учились. Грузины тогда медицине учились в Германии, юридическое образование получали в Англии, а гуманитарное - в Питере. Моя супруга была Андроникова. Ее тетя Лиля Андроникова жила в Санкт-Петербурге. Рассказывала мне, как они, когда началось революционное движение и появились люди в черных рубашках, все переехали Москву, а отсюда уже, через Грузию в Турцию, - в первую эмиграцию. Она красавица была, а Андроников был правой рукой де Голля. Она мне показала тайное письмо де Голля: "Вы помните, как мы танцевали и я говорил вам, какая у вас красивая шея..." Я спросил: "Тетя Лиля, он не целовал вас в шею?" Она та-ак на меня посмотрела... - Вам самому не приходилось совершать глупости из-за женщин? - Конечно приходилось. Когда я увидел свою жену. Это было в Тбилиси. Я шел пешком из Академии, в кармане были грязные кисти. И вдруг вижу - две девушки идут, энергично так. Хвостик, белая куртка, нос греческий... Прошли, я стою, они - ноль внимания. Потом товарищ пригласил на день рождения - судьба, видно. Пришел с опозданием. Вижу - на стуле стоит та девочка и стихи читает по-русски. Я тогда русский совсем не знал. А она по-грузински плохо говорила - родителей расстреляли в 37-м году и воспитывал ее Смирянин, был такой народный артист СССР из театра Грибоедова в Тбилиси (если вы помните, в "Человеке-амфибии" играл, такой старый, красивый). Да. Читает стихи, все аплодируют. Тогда я пригласил ее в кино. Она с подружкой пришла. Фильм назывался "Тринадцать". Еще раз пригласил - она с двумя подружками пришла. Я сказал - буду приглашать, пока до тринадцати подружек не дойдем... Смеялись. - Вы прожили сорок лет вместе с супругой. Тяжело без нее? - Каждая мелочь у меня дома напоминает о ней. Супруга болела шесть лет, это выработало у меня особое внимание (я вообще по натуре внимательный) к семье, к дому... Но знаете, я поймал себя на том, что все внимание, которое я отдавал ей, сейчас перешло на Академию. Дома я только сплю, днем - или в мастерской, или в Академии, или в музее. Вся жизнь у меня теперь там. - Как вы отдыхаете? Говорят, вы очень мало спите... - Один - никогда... Шутка. Джина Лоллобриджида, когда я принимал делегацию, меня спросила: "Вы что, никогда не спите?" Я сказал: "Один - никогда". Все начали смеяться. А у нее был режим: в девять часов домой - и спать. Все поднимаются, ее провожают, и она бросает мне: "Ну, куда идем?" Я рот открыл и не мог ничего сказать. Потом злился на себя... - Неужели не нашли что ответить? - Растерялся, ничего не мог придумать. А недавно Никита Михалков позвонил, сказал, что она приезжает и хочет со мной встретиться - она занимается скульптурой и собирается делать выставку. Я ее приму в музее на Петровке, подниму хороший шум. - Теперь заранее подготовите место, куда поехать вечером... - Нет уже, теперь не поедем. Постарели все. - Вы свои годы чувствуете? - Пока нет. Вот сегодня торопился к вам, не пошел в мастерскую, но немножко гимнастику сделал, бегом позанимался, поднял штангу, принял горячий-холодный душ и прибежал к вам. Пока - живой. "Дон-Кихота тоже никто не любил" - Москву в последнее время все чаще сравнивают со Стамбулом, с Ашхабадом. Вы здесь живете с 1964 года, вам нравится, как меняется облик города? - Милые, дорогие... Конечно нравится. Я же знаю, откуда эта фраза идет про Стамбул. От людей, которые имеют звание архитектора, но карандаш в руках держать не умеют, рисовать не умеют. Они себя защищают, свою профессиональную неполноценность. А ведь какие вещи в Москве делаются... - Кстати, насчет того, что в Москве делается. Какова судьба вашей хрустальной часовни? Когда она появится на Манежной площади? - Ой, сложный вопрос. Дорого стоит такая вещь: хрусталь, оптика, нержавейка. Но иначе нельзя. Если восстановить часовню Александра Невского, какой она была - из черного чугуна, то она весь Кремль закроет. А хрусталь просвечивает: ночью горит, днем дает рефлекс от неба, от движущихся машин. Красиво. Хрусталь на восемьдесят процентов отлит. Но у города нет денег на окончание работ. Очень плохое финансовое положение. Работать продолжаем, посмотрим. - А вам не кажется, что хрустальная часовня не очень будет сочетаться с вашими же произведениями - фигурками зверей, которые уже стоят на Манежной площади? Эклектика, конечно, в Москве процветает, но перебора не боитесь? - Нет. Всё, что красиво, - не перебор. Люди будут гулять с детьми, любоваться. Вон сейчас на Манежной сколько народу. - В Москве у вас все в порядке, но вот Питер как-то не принимает - скульптуры там ваши не ставят, предпочитая Шемякина. Говорят, не вписываетесь в строгий классический стиль северной столицы. - Я не знаю, принимает или нет. У меня была персональная выставка в музее в Питере. В "Пенатах" выставлялся (дом-музей Репина в поселке Репино, под Санкт-Петербургом . - Ред.). Поставил там скульптуру Святого Николая - бесплатно. В Санкт-Петербурге я занимаюсь Академией художеств (Репинским институтом). Недавно закончил ремонт фасада - 45 тысяч квадратных метров, кровли - 25 тысяч метров. Восстановил крест на часовне в Академии, уничтоженный после революции, сейчас заканчиваю Минерву девятиметровую, и весь объем здания будет завершен. И внутри идет ремонт. - Вот ведь неблагодарные питерцы. А они вас обвиняют в том, что вы из Академии вывезли сотни уникальных картин XVIII-XIX вв. в Москву и возвращать отказываетесь. - Нет, я объясню! Мы задумали провести серию выставок, посвященную 300-летию Санкт-Петербурга. Мы показываем одну партию работ, около трехсот, если не ошибаюсь, потом другую партию. Я реставрирую эти полотна (если бы вы видели, в каком жутком состоянии они находятся) и показываю. Должны же москвичи и россияне видеть эти произведения! С 22 по 25 января одна из этих выставок пройдет в Выставочном зале Гостиного двора в Москве - с участием Владимира Путина и Алексия II. Весной, накануне 300-летия северной столицы, она откроется в питерском Манеже. Почему этого не хотят? Кто рассылает анонимные письма и кричит, что Зураб забрал все в Москву и не вернул? Это было решено на президиуме Академии художеств вместе с питерскими коллегами. Мы юридически все оформили, по документации. И потом - это наши музеи, дорогие мои, мы что - сельскохозяйственная академия, а Москва - не столица России? Я для общества делаю, я реставрирую из своего кармана. Дон Кихота тоже никто не любил, а он сражался. И я делаю вопреки сплетням. Это удовольствие для меня. "Лужков ко мне во снах приходит" - У вас прямые телефоны для связи с Кремлем есть? - Мне как президенту Российской Академии художеств полагается и первая АТС, и вторая (правительственная связь. - "Известия"). С Касьяновым? Да, могу связаться. С Путиным тоже. Почему нет? - И часто этим пользуетесь? - Нет, я никого не беспокою. Они звонят, я - нет. - Каждый творец по-своему решает для себя вечную дилемму отношений творца с властью. По-вашему, художник должен быть близок к руководителям страны, города? - Почему нет? Есть такое мнение, что художник должен быть голодным, в грязи жить, в нищете. Ничего подобного. Историю надо знать. Вокруг королей какие художники были? Великие. Тициан, Микеланджело, Веласкес, Гойя - все придворные живописцы. И гордились этим. Или все это плохие художники? - Вы, похоже, для себя проблему отношений с властью, по крайней мере московской, решили однозначно. Как-то даже сказали, что ради Юрия Лужкова "вверх ногами встанете". Но зачем же так выворачиваться? - Я вам скажу. Такого хозяйственника, такого доброго человека редко встретишь. А дороги, которые он построил? Как Москва освещена, как люди улыбаются, как витрины сияют. Как можно не ценить человека, который с утра до вечера думает о пенсионерах, ветеранах, духовности в России? Я вижу, сколько хорошего он делает для людей искусства. - А вот злые языки упрекают городские власти в том, что людям искусства они покровительствуют весьма избирательно - любят, к примеру, Шилова, Глазунова, вас... Пожалуй, сразу и не вспомнишь других имен. - Слушайте. Я лично сам, своим трудом создал свой музей. Мне никто его не построил. Все куплено и сделано на мои личные гонорары. Не было в Москве музея современного искусства - в Нью-Йорке, между прочим, их восемь, - а теперь есть. - Вы прислушиваетесь к мнению Юрия Михайловича по поводу искусства? - Он никогда не критикует художника. Это у него хорошее качество - он не мешает творческим людям. - А он не обиделся, когда вы его изваяли в виде дворника и футболиста? - Я и раньше представлял его дворником - человек, который убирает город. А когда узнал, что он в шестнадцать лет дворником работал, еще смелее начал лепить этот образ. А футболист - так он по субботам играет в футбол и на лошади катается. Хороший пример показывает. Многие бизнесмены как сядут в кабинете, так и не могут встать, чтобы свои заводы посмотреть. Вот еще хочу его в третий раз изваять, но пока не знаю, в каком образе. Должен во сне увидеть. Лужков ко мне во снах приходит. - Вы еще говорили, что образ Путина вас как скульптора волнует. В администрации президента ваш порыв поддерживают? - А я не спрашивал. Каждый художник в своей мастерской имеет право делать все, что его волнует. "Я не из тех, кто деньги в подушку прячет" - У вас много золотых украшений. Вы любите золото? - Да, оно на меня хорошо действует. Теплое, энергию дает. Вот перстень - он фамильный. Когда супруга уходила из жизни, под подушкой для меня его оставила. На нем, видите, двое изображены - мужчина и женщина. Вот крест (Расстегивает рубашку, показывает старинный, массивный, поразительно красивый крест.), всегда со мной, мне еще бабушка его на шею повесила. Я в шестьдесят четвертом году, когда выезжал за границу, забыл его в декларацию внести и очень боялся, что отберут на таможне. А таможенник так посмотрел, улыбнулся и отпустил. Я был счастлив. Даже ремень этому парню купил - думал, буду ехать обратно, подарю, отблагодарю. Но так и не смог его найти. - Известно, что вы много работ делаете бесплатно, многое дарите. Считаете себя богатым человеком? - Да. И скажу почему. Когда ты владеешь мастерством, ты всегда можешь заработать. Я свою живопись на аукционах продаю и вкладываю деньги здесь. Поставил в Лондоне по просьбе Тэтчер скульптуру - человек ломает железный занавес. Они мне дали приличный гонорар. Ну сколько нужно человеку для счастья? Я не из тех, кто деньги в подушку прячет. Для художника, если его пластика понятна всем нациям, рынок всегда открыт. - В вашем музее много экспонатов, которые вы вернули из-за границы. - Весь авангард, вся современность там сейчас висит. В Эрмитаже один Малевич, у нас - четыре. Мы сейчас 59 работ забрали из Нью-Йорка - из тех, которые были куплены в России в эпоху бульдозерного искусства, тогда Кеннеди лично выделил на это деньги. Триста работ из Германии, двенадцать - из Израиля, девятнадцать - из Англии. - Вам город бюджетные деньги выделил? Или эти работы подарили? - Никто ничего не дарит. Когда на Эйфелевой башне поставили лифты и три демонтированные лестницы решили продать, две купил французский музей. Самую большую, шестиметровую, собирались забрать японцы. Когда мне это сообщили, я тут же вылетел в Париж, к директору Фонда Эйфелевой башни. Он коллекционер. Собирает искусство, живопись. Он мне назначил встречу вечером, занятый был. Сижу я в гостинице, вижу Эйфелеву башню - взял и нарисовал маслом. Вечером понес мокрую картину на встречу. Директор Фонда обалдел: "Ой, такой подарок, не могу, ваше искусство стоит дорого". Я посчитал - лестница эта стоила 640 тысяч долларов. Я сказал: "Лучше я вам дам искусство, картин десять, а вы мне дайте лестницу". Он начал думать: "Через десять лет ваше искусство будет в два раза дороже". И согласился. Я остался в Париже, нарисовал там десять живописных вещей (за его жест я еще одну лишнюю нарисовал) и ему подарил. Теперь эта лестница, одетая в стекло, стоит в музее на Петровке, во дворе. - А случались у вас в жизни такие моменты, когда приходилось жить от зарплаты до зарплаты? - Слушай, думаете, сейчас не так живу? Думаете, у меня долгов нет? Ошибаешься. Меня до сих пор спасает бронза, которую я за копейки купил в Грузии, когда закрылся Госснаб, когда в России бронзу не выпускали вообще... Поклонная гора, храм Христа Спасителя, Петр Первый - все из этой бронзы делал. Для Поклонной горы детали в Грузии отливали и грачевским самолетом сюда доставляли. Вот Гоголя для Рима делал бесплатно - думаете, мне государство дало эту бронзу? - Неужели нет? - Задушу сейчас... Дорогие, вот по этому надо судить - и за это аплодировать Зурабу. Надо меня узнать и понять, какую радость мне дает творчество, тогда и вопросы будете задавать другие, близкие к искусству, а не к деньгам. "Я в Уругвае Гагарина поставил" - Когда поставили в Севилье Колумба, испанцы не протестовали? - Меня после этого избрали в Испанскую Королевскую академию художеств. Эта нация по-другому смотрит на искусство. Они не дикари. - А у нас, значит, дикари? Вашего Петра до сих пор поминают, когда хотят покритиковать современную Москву. - Бросьте. Полно знающих искусство людей, которые о Петре очень хорошо отзываются. А почему критиковали? Да потому что привыкли: привозят скульптуру вождя или колхозника, простыней накрывают, снимают, аплодируют, - всё. И вдруг - появляется рука, труба, образ, решается объемно-пространственная композиция. Это неожиданно было. Я историю изучал. И изваял уже 74 царя и князя российских. Во дворе у меня стоят. Ой, я умирал от смеха, когда меня пытали вопросами: зачем Петр в Москве. А почему нет? Он что, губернатором Петербурга был? Он же царь России, он сорок пять указов выпустил. Недалеко от того места, где памятник встал, его крестили. - Ваша последняя работа - памятник Гоголю в Риме. Решили взяться за русских классиков? - Знаете, я взял такой курс, чтобы наших русских классиков не украли - как американцы украли авангардистов. Никто не говорит сейчас, что Баланчин, Бродский были русские. Я поставил в Риме две доски Карлу Брюллову - в его доме и в мастерской, где он создавал "Гибель Помпеи". Также думаю, что наша обязанность - не забывать про Иванова, который написал "Явление Христа народу". В пушкинский юбилей мы во многих государствах поставили Пушкина - недавно было открытие его памятников в Чили, в Аргентине, в Мексике. Я лично создал в Уругвае площадь Толстого и площадь Гагарина. - Почему Гагарина - в Уругвае? - Там огромнейшая колония русских, четвертое-пятое поколение эмигрантов. Для них Россия - Толстой и Гагарин. Толстого все проходят в школах, и они так же очень гордятся, что русский человек первый улетел в космос. - Американцы вас любят? - Я сделал для Фонда Кеннеди-Шрайвер символ Олимпиады для больных детей, которая проводится каждые четыре года. Перед университетом изящных искусств в Брукпорте поставил огромного Прометея. Безвозмездно. Буш ко мне домой приходил, выбрал этот, как его, "Добро побеждает зло" - монумент, который стоит в Америке. И Колумба, который пока еще лежит, потому что отсюда, из России, помешали его установить. Вот в Испании не успели помешать - там Колумб стоит. - Как помешали? - Как, как... Написали, что я в Москве голову Петра на туловище Колумба установил. Они обалдели. Они же как дети, всему верят. Губернатор города Колумба, по происхождению белорус, приезжал ко мне с пятьюдесятью горожанами, умолял перенести скульптуру из Майами в его город. Хорошо, я согласился. Вдруг - бах, пресса пишет, будто скульптура из особого стратегического металла и я его буду потом продавать. Конечно, американский белорус испугался. - У вас нет ощущения, что вас за границей больше ценят? - Нет, я себя очень хорошо в Москве чувствую, и очень меня здесь ценят. Везде внимание и благодарность от москвичей получаю. "Чем больше будут нападать, тем больше буду создавать" - Ваши работы часто ругают за то, что они слишком большие. - Пойдемте в мастерскую - покажу маленькие работы. Я себя, честно сказать, сохранил как художник, который делает монументальные работы. Синтез скульптуры с архитектурой. Это отдельная философия, опыт, полученный от русских архитекторов, с которыми мы вместе создавали комплексы. Я первый такой комплекс построил в Пицунде. Сикейрос, великий мексиканский художник, приехал и долго не уезжал, все сидел и смотрел, как в цвете я делал объем для другого комплекса - детского парка в Адлере. Сидел и говорил: "Мой педагог Ривера также создавал объемную живопись, но его искусство было злой, а твой искусство - добрый". Когда говорят - ой, это большой, я задаю вопрос: "Если я маленький сделаю, вы будете говорить, что это маленький?" Дайте право художнику, архитектору, профессионалу самому найти масштаб. - Вы считаете, что художник имеет право вписывать в пространство все что хочет или у людей есть свои права на этот счет? Сейчас москвичи активно выступают против скульптуры Рукавишникова - имеется в виду памятник Булгакову на Патриарших прудах с 12-метровым примусом. - Огромнейший грех выступать против искусства. Рукавишниковское решение и эта скульптура - очень хорошие. Что значит - не нравится? Профессионалов надо слушать, художественный совет, а он одобрил. Что значит - люди? Откуда я знаю, может, этот человек больной психически? Недалеко от моей галереи живет одинокая женщина, она как услышит музыку, у нее аллергия. Когда собаки лают, луна все же светит. Солнце же не испугался, не стал темный. - Чего бы вы пожелали себе в новом году? - Чтобы как можно больше критиковали людей искусства в лице меня. Мне лично это поднимает тонус. Чем больше будут нападать, тем больше буду создавать. - Откуда силы берете, чтобы противостоять нападкам? - Я скажу. Я профессионал. Я знаю что делаю. Художник - он наедине с глиной, и никаких аплодисментов. Пока поймут, что он великий, он уходит из жизни. Поэтому не травмируйте художника, он и так трагический человек. Биография Зураб Константинович Церетели родился 4 января 1934 года в Тбилиси. Его отец - Константин Иванович - инженер-строитель. Мать - Тамара Семеновна Нижерадзе - домохозяйка. Заметное влияние на ребенка оказал дядя - брат его матери, известный живописец Георгий Нижерадзе. Так что выбором, куда пойти учиться, Зураб не мучился. В 1952 году он поступил в Тбилисскую академию художеств. С конца 60-х годов молодой художник начал активно работать в области монументального искусства. Ныне монументы Церетели расставлены по всему земному шару: в России, Грузии, на Украине, в США, Великобритании, Франции, Турции, Уругвае и других странах. В 1999 году Церетели организовал первый в стране Московский музей современного искусства и передал ему собственную коллекцию, содержащую несколько тысяч произведений. В 2001 году открыл в Москве музей "Галерея искусств". Сегодня Зураб Церетели - народный художник СССР, России и Грузии, лауреат многих премий, как российских, так и международных. В Москве среди наиболее известных работ Церетели - монумент "Дружба навеки" (на Тишинской площади), посвященный 200-летию Георгиевского трактата, памятник Петру Великому, мемориал Великой Отечественной войны на Поклонной горе и дизайн внешнего и внутреннего убранства Храма Георгия Победоносца, а также убранство храма Христа Спасителя. Шесть лет назад ушла из жизни единственная жена Зураба Церетели Инесса. Дочь Елена живет в Москве, растут два внука - Василий и Зураб и маленькая внучка Виктория. Старший внук Василий, получив образование в Нью-Йорке, серьезно помогает деду в Музее современного искусства на Петровке. Пресс прессы "..Церетели уже успешно закидал эстетически безграмотную политическую элиту своими колумбами, петрами, бальзаками. Подкованную художественную элиту он купил с потрохами, прослыв ценителем (и щедрым покупателем!) современного искусства - гениальный PR-ход! Ну и где после этого ваши эстетические критерии? В каком суде вы их предъявите?" "Время новостей"( 22.04.2002) "..Уже за одно то нужно любить Зураба Константиновича, что он всегда дает больше, чем обещает. О его щедрости по всей академии слагают легенды: приходит, например, к нему бедный заслуженный художник с жалобами на беспросветность и тут же получает - если не мастерскую с заказами, то добрый совет или (слышал не от одного человека) матпомощь прямо из личного кошелька ЗК. ... Да и в среде художественных критиков как-то само собой сложилось к нему спокойно-равнодушное отношение. Нет уже тех памфлетов или обвинений в безвкусице, что расточались Петру Первому. При этом ни размах, ни манера художника не изменились. ... Церетели вообще все делает всерьез и очень искренне. В нем нет подобострастного подхалимажа - он искренне любит Лужкова. В нем нет иронии - он искренне налепливает одну форму на другую, совершенно не соотносясь с пластикой. У него нет фиги в кармане - он искренне дарит что имеет. Оттого, может быть, и скучно." "Независимая газета"(5.11.2002) " … О работоспособности Церетели действительно ходят легенды. Говорят, он спит максимум четыре-пять часов. Рисует даже на заседаниях президиума Академии. Из последней десятидневной поездки по русскому северу Зураб Константинович привез более... тридцати графических листов, сделанных им между встречами, заседаниями, переговорами и застольями...До сих пор Церетели очень сдержанно афишировал свою личную жизнь, и лишь на этой выставке (в "Галерее искусств" на Пречистенке) можно увидеть портреты умершей четыре года назад жены Инессы, которую, как оказалось, Зураб Константинович рисовал постоянно, начиная с 60-годов, когда они, еще молодые, жили на чердаке в Тифлисе. ..Но больше всего его сейчас интересуют библейские сюжеты, которые проглядывают и в живописи, написанной буквально этим летом в Париже, и особенно в центральной композиции персональной выставки Церетели - "Познание добра и зла"…" "Московский Комсомолец"( 02.11.2002) Блиц-опрос - Ваши любимые блюда? - Я не капризный, всякую кухню люблю. Иногда очень хочется мамалыгу, сыр - сулугуни или горный с лепешками. - Вино пьете? - Пью, но не на работе. Вообще зеленый чай люблю. - На какой машине ездите? - На черном "Мерседесе". - У вас есть дом в Тбилиси? - Да, и мастерская там больше, чем здесь. Высоцкий с Влади отмечали там свою свадьбу. Да в нем все перебывали, от певцов до политиков. - Политикой интересуетесь? - Нет. Я уже был депутатом и почувствовал, что порчусь. Не занимаюсь искусством, а кричу, ору, делаю какие-то непрофессиональные вещи. Каждый должен выполнять свою работу, тогда будет польза. - Говорят, вы люстру сделали для дачи Горбачева. - Да, сделал. У меня много интерьерных работ. Вот этот старый дом на Большой Грузинской сам восстановил и обставил. Даже ручка, которой пишу, тоже мной сделана. - А вам приходилось в советские времена изображать Ленина? - Никогда. Я всем объяснял, что не могу Ленина рисовать - чтобы характер перенести на холст, мне нужно с натуры взять внутреннее состояние человека. Я даже в Ульяновске бассейн сделал с рыбками, а не с Лениным, как предлагали, сказал, что политически неверно Ильича под водой изображать. Сейчас ульяновцы благодарят, говорят: бассейн очень украшает город. - А вы себя больше русским считаете или грузином? - Я об этом не думаю. Живу в Москве с 1964 года. И хочу, чтобы мое искусство было понятно всем нациям. Вот как Пикассо - его искусство сейчас для всех понятно стало. - Как вы относитесь к художественной критике? - Если бы я видел профессиональную критику в России, был бы рад. Но сегодня мне этих людей жалко. - А вы в суды обращаетесь, когда на вас "клевещут"? - Нет, никогда. Когда маленький был, бабушка говорила: если тебя ударят по одной щеке, подставь другую. - Это Библия. - Это не только Библия, это еще и "Витязь в тигровой шкуре". Когда у меня на душе пустота и какая-то напряженность, я беру томик Руставели (он у меня всегда в спальне лежит) и смотрю. Особенно когда корреспонденты приходят, я моментально мудрость там нахожу и им читаю.
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир