Британец Джон Дейли, работавший исполнительным продюсером на "Взводе" Оливера Стоуна и "Терминаторе" Джеймса Кэмерона, закончил монтаж своей первой полнометражной режиссерской работы - фильма "Санкт-Петербург - Канны Экспресс". Дейли предрекает "Экспрессу" как минимум пять тысяч прокатных площадок в Америке, а исполнителям главных ролей Ксении Алферовой и Нолану Хэммингсу - всемирную славу.
Три года назад российский кинематограф, отказавшийся от напрасной амбиции одолеть Голливуд на земле, внезапно получил шанс побить конкурента там, где русские издревле побивали американцев, - в космосе. Информационные агентства сообщили: станция "Мир" станет первой внеземной съемочной площадкой, на которой специально обученный актер Владимир Стеклов под руководством режиссера Юрия Кары и продюсера Джона Дейли сыграет свою во всех смыслах звездную роль. Тогда Дейли выражал надежду, что к космическому проекту удастся привлечь Роберта Де Ниро, Гэри Олдмана, Шона Пенна или -- на худой конец - Кэтрин Зету-Джонс.
Однако космос не покорился. Уже освоивший центрифугу Стеклов никуда не полетел: представители РКК "Энергия" и РГНИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина заявили, что финансовые обязательства по его контракту выполнены не были.
- Мы не нашли финансирования, не было смысла продолжать этот проект, - говорит теперь Юрий Кара, про своего партнера Дейли вспоминающий крайне сдержанно: - Он сложный человек, много чем занимался, был продюсером в Голливуде. Потому, видимо, дела у него пошли не очень хорошо...
Три года спустя сложный человек Джон Дейли, одетый в белый свитер ручной вязки, сидит в одолженном на часок у знакомых помещении где-то на задворках Комсомольского проспекта, шалеет от окружающего офисного барокко и от усталости с трудом подбирает слова:
- Гэри Олдман, Гэри Олдман. Нет-нет, мы не планировали снимать Гэри Олдмана. Я с ним два фильма сделал, мы дружим, но играть должен был Стеклов.
Говоря о причинах провала космического проекта, Дейли, так же как и Юрий Кара, ссылается на недостаток финансирования:
- Я сделал все, что мог, но инвестиций именно под этот полет найти не получилось.
Только что Дейли и его новый российский партнер Владислав Москалев показали присутствующим фрагменты фильма "Санкт-Петербург - Канны Экспресс", в котором помимо Ксении Алферовой, Льва Прыгунова и примы Большого театра Светланы Лунькиной снялись Джей Бенедикт и Нолан Хэммингс, сын заслуженного британца Дэвида Хэммингса.
Чтобы не выдать всех тайн до 6 марта, до дня мировой премьеры в столице калифорнийских миллиардов, городе Палм-Спрингс, кино смотрели кусками. На ускоренной перемотке террористка Софи Дергхайм стреляла в грудь коррумпированного царского сатрапа, революционно настроенные массы махали плакатами "Feed us", а Андрей Руденский, еще во времена "Клима Самгина", где он сыграл главную роль, привыкший к декорациям 1904 года, секунд сорок блистал в роли гостиничного портье.
"Русский фильм" Дейли поставлен по "русскому роману" британского беллетриста Ханса Конинга, писателя, наделенного безграничной любознательностью - пера его не избежали ни баскские террористы, ни Христофор Колумб, ни узники фашистских концлагерей. Роман о России на русский язык никогда не переводился, как и другие произведения Конинга.
Режиссер заранее готов к критике крохоборов, готовых попрекать его несообразностью деталей и диковатым взглядом на Россию девятьсот четвертого. Но главным в своем фильме он считает романтическую связь главных героев - их любви должно хватить для того, чтобы даже русский зритель увлекся и забыл все, что знал из учебников истории и бабушкиных рассказов.
Аутентичность, считает Дейли, не стоит ни цента, если смотреть кино не интересно. Несколько лет назад он увидел полную режиссерскую версию "Сибирского цирюльника" Никиты Михалкова и расстроился: "Снято хорошо, но что-то у него не сработало".
Говоря о финансировании своего проекта, Дейли дипломатично называет "преимущественно европейские" деньги. Снимая в России, продюсер и режиссер не заключал никаких договоров ни с "Ленфильмом", ни с "Мосфильмом", но людей на работу нанял русских, посчитав их достаточно профессиональными.
Оценки Дейли сильно разнятся с мнением большинства его западных коллег - среди них распространено мнение, что культура кинопроизводства в России по-прежнему не соответствует мировым стандартам, в связи с чем дешевизна представляется сомнительной.
"Россия ждет, когда кинематографисты ее откроют", - утверждает Дейли и выражает полную готовность рекрутировать для Голливуда талантливых русских актеров - кажется, еще чуть-чуть и пообещает выстроить на калифорнийском побережье Тихого океана дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда увидеть даже Москву.
Вот тогда русские фильмы в Америке войдут в моду, тогда Оливер Стоун арендует у "Мосфильма" Первый павильон и западные инвестиции хлынут в отечественный кинематограф. Дейли, кстати, так и говорит про своего партнера по "Взводу":
- Думаю, Оливер мечтает приехать в Россию. Как только для него найдется подходящая тема, он будет здесь.
Любые аргументы, вполне убедительные для других продюсеров, оптимист Дейли отметает с оттенком легкого возмущения - становится совестно за недостаток собственного патриотизма: "У русских актеров акцент". - "Акцент привлекателен!" - "Фильмы без американских актеров не собирают в Америке кассы". - "А как же "Жизнь прекрасна"?" - "Американцы обычно смотрят кино про американцев". - "В Америке много выходцев из Европы! Проблемы с языком и акцентом - это миф". - "В Праге соотношения цены и качества лучше, чем в России". - "В Праге стало слишком дорого, туда едут снимать со всего мира". - "Почему же другие продюсеры сюда не едут?" - "Потому что никто не хочет заниматься развитием русских талантов. Здесь по улицам ходят такие же красивые женщины, как Джулия Робертс, и мужчины, ничем не уступающие Тому Крузу".
Когда-то юный Джон Дейли работал мальчиком на побегушках в британском торговом флоте. Для него, сына бедного лондонского социалиста, это был единственный способ увидеть мир. Но на карте, по которой юный Джон отслеживал свои перемещения, оставалось огромное белое пятно размером в одну шестую часть мира. Дейли взрослел, подрос до официанта, потом сошел на берег и начал сухопутную карьеру - продюсировал фильмы, организовывал боксерские поединки, но карты с белым пятном не забывал.
- Мне нравилась сама идея: приехать в Россию и снять кино о России с русскими актерами, - говорит теперь Дейли, только что завершивший монтаж фильма своей мечты.
Мечта сбылась, однако остаются места, до которых не доплыть на судах торгового флота, не долететь на рейсовом самолете Лос-Анджелес-Москва. Космос продолжает манить Джона Дейли. Он только что закончил сценарий фильма, посвященного тюремным годам Сергея Павловича Королева. Молодой Гагарин там тоже будет. Но Леонардо Ди Каприо рассчитывать не на что - продюсер Джон Дейли намерен и впредь открывать таланты (и искать финансирование) только в России.