Опять тройка
Из всех ведомств, которые принято считать основными поставщиками средств в казну, МНС в минувшем году было лидером по объему поставленного задания - 1,2 трлн рублей. Второе по объему бюджетное задание дается Государственному таможенному комитету - менее 600 млрд рублей. Однако МНС стало и единственным ведомством, которое свое задание в течение года не выполняло. Сгладить картину недобора помог лишь единый социальный налог (ЕСН). Его налоговики собрали на 24,7% больше, чем требовалось. По мнению эксперта Центра развития Дмитрия Мирошниченко, планка задания оказалась несколько ниже, чем требовалось. Однако экономисты не учитывают ЕСН в общих расчетах поступления средств в бюджет, поскольку этот налог полностью перенаправляется в бюджет Пенсионного фонда. С точки зрения федерального бюджета, недобор налоговиков не представляет опасности. По мнению эксперта Экономической экспертной группы Александра Устинова, он будет покрыт другими ведомствами. Например, Минимущество перевыполнило план по сбору дивидендов и арендных платежей на 32,7%, а ГТК собрал пошлин на 103,3%. С наибольшими проблемами, по мнению аналитиков, налоговики столкнулись при изменениях сбора налога на прибыль, которые вступили в действие с начала 2002 года. В частности, по мнению директора центра макроэкономических исследований компании "Юникон" Елены Матросовой, ошибки при формировании бюджета-2002 были связаны с тем, что чиновники не учли переоценку основных фондов. Предприятия могли при расчете налога на прибыль учитывать амортизационные отчисления. То есть компании уменьшали сумму налога, списывая средства, которые должны были пойти на восстановление изношенных и устаревших объектов. В наступившем году, по мнению Елены Матросовой, ситуация должна быть лучше - "если не подведет конъюнктура мировых цен на нефть". Другую возможную причину недобора - некачественное администрирование сбора налогов - аналитики вслух отрицают. Как объяснил "Известиям" источник в Минфине, для МНС изначально делали план несколько завышенный - чтобы стимулировать более высокий рост собираемости доходов. С другой стороны, менялись сами налоги, система их администрирования, льготы по определенным группам налогов, которыми предприятия не преминули воспользоваться. По словам нашего источника, налоговые законы должны проработать хотя бы год, для того чтобы стал понятен механизм прогноза собираемости. С другой стороны, план по бюджету изначально формировался так, чтобы доходная часть значительно превышала расходную. И поэтому незначительный недобор не мог повлиять на бюджет. В МНС воздерживаются от официального комментария по поводу недобора налогов и прогнозов по их сбору в 2003 году. Налоговые доходы бюджета По предварительным данным Министерства финансов, за 2002 год налоговые и неналоговые поступления от МНС составили 1486,1 млрд рублей (99,5% от задания). Без учета ЕСН эта сумма составляет 1148,7 млрд рублей - или 95,5% от задания на 2002 год. Наибольший недобор налогов - в 27,1 млрд рублей - наблюдался во II квартале (план составлял 382,9 млрд руб.). За декабрь 2002 года МНС, по данным Минфина, собрало в бюджет 137,1 млрд рублей. Сами налоговики считают, что собрали в декабре 136,9 млрд рублей, что на 2,4% меньше установленного задания. Если не брать в расчет ЕСН, который перенаправляется из федерального бюджета в Пенсионный фонд, то задание МНС выполнило в декабре 2002 года на 90,9%. Единый социальный налог поступил в бюджет в размере 34,7 млрд рублей, что составило 124,7% от установленного задания.