Я снял этот фильм в Нью-Йорке год назад. Фильм-предупреждение. Предупреждение мировой цивилизации о том, что и 11 сентября, и Дубровка, и Грозный, и остров Бали - все это цветики, цветочки, а ягодки - еще будут.
Как и в другом моем фильме "Веня, или Путешествие в Петушки", хроника и документальность служат мне лишь для создания образа - в данном случае для создания образа угрозы.
Нет, в нем нет мрачного голоса диктора, вообще нет слов, нет фото известных лиц арабской национальности, нет хроникальных кадров ужасов 11 сентября и пр. Фильм сделан по-другому и для другого.
На мой взгляд, в нем есть ощущение угрозы страшной, почти мистической, нависшей не только над Америкой - над всем миром.
Из обычных кадров улиц и городских деталей - например, знакомых всем, кто бывал в Нью-Йорке, неистовых и тайных клубов пара в самых неожиданных местах, машин и реклам на Таймс-сквер - встает образ таящейся под Нью-Йорком некоей дьявольской силы, которая взорвала "близнецов".
То есть это не документальный фильм в строгом смысле слова, а трагическая видеопоэма, где реалии вырастают в символы, которые никого не оставляют спокойным.
И надо честно подчеркнуть, что этот фильм пока предназначен только для американцев - для их глаза, их слуха, их манеры мыслить.
Все музыкальные мотивы, все мельчайшие реалии американской жизни, из которых создается образ тихого и мирного города, который живет под страшной угрозой, все намеки и как бы случайные кадры - все это будет понятно в первый же миг только американскому зрителю. Впрочем, в России на просмотре для узкого круга русских киношников и журналистов фильм тоже был понят, на мой взгляд, в достаточной степени - за счет, как я полагаю, чисто художественных средств.
Что еще? В фильме есть несколько интервью американцев, из которых ясно, что они (американцы) совсем не подавлены, не живут в вечном страхе, что запугать их невозможно, потому что они действительно сплочены и действительно любят свою Родину.