В четверг а российский рынок поступит новая модификация Гарри Поттера, версия 2.0, в целом ничем не уступающая предыдущей, но ничем ее и не превосходящая. Первый фильм, "Гарри Поттер и философский камень", за два первых месяца в российском прокате собрал пять с половиной миллионов долларов, от второго дистрибьюторы ожидают еще больших прибылей.
Расползаясь по свету, книжно-кинематографическая поттериана, похоже, исподволь насаждает основы нового неписаного кодекса - морального кодекса потребителя. Есть ощущение, что своими кассовыми сборами второй фильм Криса Коламбуса по книжке Джоан Кэтлин Роулинг обязан не столько неподдельному зрительскому интересу, сколько некой оригинальной модификации чувства долга: уважай капиталистический труд, посмотрел первую часть - посмотри и вторую.
В первый раз, собственно, было интересно узнать, какое именно визуальное воплощение получат болезненные фантазии британской учительницы Роулинг: каков будет квиддич, какие гримасы состроит Рон Уизли, какими шарфами замотают шеи учеников Хогвартса.
От второй части и ждать особо ничего не приходится: понятно, что антураж не изменится, изменится только номенклатура нарисованных на компьютере чудес - вот вам летающий автомобиль, вот визжащая мандрагора, а вот Добби, истеричный эльф.
Еще в первый раз было понятно, что такая буквальная визуализация книжных придумок губительна для детской фантазии: воображению положительно негде разгуляться - у каждого описанного Роулинг уродца появляется защищенное патентом пластмассовое воплощение. Во второй раз чередование фокусов становится совсем механическим и еще более скучным.
Чуть больший интерес вызывают чудеса производственного характера: создатели фильма в совершенстве овладели технологией мумификации подростков, не позволяющей исполнителям главных ролей взрослеть в кадре, и искусством оживления артистов-покойников, вроде Ричарда Харриса, играющего Дамблдора.
Итак, во втором фильме актеры выглядят так же, носят такие же полосатые шарфы, взмахом волшебной палочки точно так же продуцируют скучные компьютерные превращения и послушно обслуживают сюжетную канву романа Роулинг. Отличия можно пересчитать по пальцам: обстановка в школе станет мрачнее, абсурдистские шутки будут злокачественнее (чего стоит одна только девочка-привидение, ныряющая в унитаз), ударная сцена в Пещере пауков испугает сильнее игры в квиддич, по стенам поползут кровавые граффити, как на валтасаровом пиру, а среди учеников Хогвартса появится больше негритят. Вот, собственно, и все.
Когда эпопея затевалась, даже как-то не верилось, что все романы о Поттере действительно будут дотошно экранизироваться и успешно продаваться. Между тем, к настоящему моменту второй фильм собрал в Северной Америке около 230 миллионов долларов (при бюджете в 100), отлупив в прокате Джеймса Бонда. Два следующих фильма планируются к выходу в 2004 и 2005 годах.
Удастся ли правообладателям поддерживать интерес к Поттеру еще два года и не повзрослеет ли ненароком исполнитель главной роли Дэниэл Рэдклифф, пока неизвестно. В крайнем случае, кинопоттериану всегда можно сбыть в Японии: именно в этой стране второй фильм посмотрело рекордное количество зрителей - Гарри Поттер теперь тоже "big in Japan". А это уже начало конца.