Соединенные Штаты в среду обвинили власти Туркмении в "явном нарушении обязательств в рамках международного права". Американцы обеспокоены "массовыми арестами" местных жителей и задержанием гражданина США Леонида Комаровского. Таким образом руководство Туркмении проводит расследование недавнего покушения на лидера страны Сапармурата Ниязова. "Я раскаиваюсь. Я очень раскаиваюсь. Казните меня. Я к этому готов" - это признание туркменского бизнесмена Гуванча Джумаева показало местное телевидение. Джумаева туркменские власти объявили "главным исполнителем" нападения на кортеж президента. НКВД в 30-е годы так же добивалось аналогичных признаний от "врагов народа". Только тогда не было телевидения, а у Ниязова оно есть. Ашхабад уже успел обвинить Россию в "покровительстве террористам". Один из главных "заговорщиков" - по версии туркменской прокуратуры - бывший первый заместитель министра сельского хозяйства республики Сапармурат Ыклымов. В среду он ответил на вопросы корреспондента "Известий" Геннадия ЧАРОДЕЕВА.
- Где вы находились в момент покушения на Ниязова?
- Я находился у себя дома в Швеции, работал в Интернете. Неожиданно наткнулся на сообщения агентств о том, что на президентский кортеж в Ашхабаде напали неизвестные. Потом пошел вал сообщений вперемешку с домыслами и слухами. Организатором обстрела кортежа назвали меня. Впрочем, Ниязов
уже три раза ставил меня во главу антипрезидентского заговора.
- Почему Ниязов избрал мишенью именно вас?
- Он все время ищет врагов. Это помогает ему укреплять свою авторитарную власть. А лично мне он приписывает "присвоение госсредств в особо крупных размерах". Это абсолютная ложь, против меня нет никаких доказательств. Опасаясь репрессий, я был вынужден бежать за границу. До последних событий я даже не входил ни в какие оппозиционные группировки. Тем более вооруженные. Но теперь я вынужден перейти в активную оппозицию, чтобы защищать свое имя и избавить родину от тирана.
- Кто, по вашему мнению, мог покушаться на Ниязова?
- Ниязов увидел в этом покушении сначала "руку Москвы", а потом и "коварство американцев". На самом деле "акт международного терроризма" организовали и провели по приказу Ниязова спецслужбы Туркмении. Они специально инсценировали нападение на кортеж вблизи моего дома, да еще, как выясняется, на машине, некогда принадлежавшей моему брату - бизнесмену Парахату Ыклымову. По приказу Ниязова были арестованы 107 членов семьи Ыклымовых. По заявлению властей, все подозреваемые в причастности к организации покушения "навсегда останутся в тюрьме".
- Говорят, что пострадала и ваша тяжелобольная мать?
- Мама осталась в Ашхабаде. Ей 75 лет, и у нее 100 внуков. Она очень больна - прикована к постели. После обыска на квартире моей дочери маму буквально выбросили на улицу. Ее спасли соседи...
- Что вы можете сказать о режиме Ниязова?
- Сердце кровью обливается, когда слышишь о том, как издеваются над туркменами, над всеми гражданами моей страны. Ниязов - авторитарный правитель, диктатор. От него зависит не только жизнь и судьба людей, но, как мир недавно узнал, и снег с дождем, и зима с летом. Он - нелегитимный президент. Результаты всех трех выборов, в которых участвовал Ниязов, были фальсифицированы. После этого он объявил себя пророком!
- Но некоторые иностранцы говорят, что сегодня в Туркмении стабильная политическая обстановка...
- На самом деле нарушаются права человека, туркмены доведены до полунищенского существования. В обществе растет ненависть к диктатору. Большая часть молодежи - наркоманы. Любое инакомыслие преследуется. Ежегодно Ниязов сажает за решетку 15-20 тысяч человек. "Солнце великой туркменской революции" - туркменбаши - все 10 лет своего владычества зомбирует и запугивает население. Ниязов - психически больной человек.
- Какой выход вы видите из создавшейся ситуации?
- Мы приняли вызов Ниязова. Сейчас мы начали консультации с адвокатами, которые передадут наш иск в Международный уголовный суд. Ниязова надо судить, как Милошевича.