В прокат выходит картина Летиции Коломбани "Любит - не любит" - лучший фильм только что прошедшего Фестиваля французского кино. Поначалу кажется, что исполнительница главной роли Одри Тоту снова идет дорожкой, протоптанной на Монмартре ее знаменитой героиней из фильма "Амели". Но в картине Коломбани не все так просто.
Из-за вороха роз в цветочном магазине выглядывает озорной карий глаз, принадлежащий девушке с издевательским именем Анджелик. Розы предназначены ее возлюбленному Лоику. Он хороший, правда, немного женат на беременной женщине, но с минуты на минуту должен уйти из семьи. Потому что (как мы знаем из фильма "Амели") девушкам с озорными глазами всегда достается самое большое на свете счастье - надо только надписывать разноцветные открытки красивым почерком, присылать плюшевых мишек любимому в офис и баловать его подарками посерьезнее в дни больших государственных праздников вроде 14 Февраля.
Именно этим Анджелик и занимается первые сорок минут фильма, раздражая окружающих своей наивностью - Лоик демонстрирует отсутствие воли не хуже Бузыкина из "Осеннего марафона". Позвал вроде бы девушку рассматривать архитектуру и алтари флорентийских церквей, а сам, гад, вместо аэропорта поехал мириться с женой и чинить порушенную семейную гармонию.
Действие скучнейшим образом движется к трагической развязке с применением кухонного газа, но кое-что настораживает: до конца сеанса времени остается еще час с лишним.
И вот уже включена газовая плита, и вот уже героиня улеглась умирать на кафельном полу - как вдруг пленка стремительно отматывается назад, к розочкам, в цветочный магазин, и тот же самый сюжет разыгрывается еще раз, теперь уже с точки зрения Лоика. Все то, что мы уже видели и насчет чего заблуждались, выстраивается в картину, сценарий которой делает идеальный кульбит.
Нет ничего удивительного в том, что леденящий душу триллер с упакованным в подарочную бумагу зачином сочинила и сняла совсем юная Летиция Коломбани, поклонница режиссеров Романа Поланского и Клода Шаброля. Пусть снявший "Амели" Жан-Пьер Жене идеализирует шныряющих по Монмартру шатенок - молодая актриса и режиссер гораздо лучше знает, что иногда творится у них в головах. Удивляет другое - необыкновенная изобретательность, профессионализм и убийственная ирония французской дебютантки (начисто, впрочем, отрицающей связь своего произведения с общемировым безумием на почве "Амели").
На пути к кульминации Коломбани расставляет множество ловушек, в которые неизбежно попадает зритель. У Анджелик, например, есть исключительно положительный и совершенно неженатый поклонник. Грешным делом думаешь: а не будет ли развязка заключаться в том, что девушка наконец-то оценит его преданность?
Не оценит. Амели оценила бы, но она после просмотра картины "Любит - не любит" чувствует себя совершенно уничтоженной.
Летиция КОЛОМБАНИ, режиссер:
Я не собиралась издеваться над Амели
- Многие зрители сочтут ваш фильм чем-то вроде осинового кола в гроб Амели...
- Я бы в любом случае сняла этот фильм - возможно, с другой актрисой. Роль была предложена Одри Тоту сразу после выхода "Амели" - тогда никто еще не знал, что у картины Жене будет такой бешеный успех. Сценарий моего фильма был написан давным-давно - во время работы над ним я совершенно не собиралась издеваться над образом Амели.
- Тем не менее насмешка над юными романтическими девушками в нем есть. Когда я смотрела фильм, я была убеждена, что его снял мужчина...
- Вы обратили внимание, что в картине есть и положительные женские образы - жена Лоика, например? Это рассудительная, уравновешенная женщина, мне такие симпатичны. Дело в том, что в первой версии сценария психопатом был мужчина, который преследовал несчастную девушку. Но изучая вопрос, я поняла, что 80% пациентов психиатрических клиник с подобным анамнезом - женщины. Мне всегда было интересно сделать триллер о безумии, о том, что происходит у человека в мозгах.
- Как Одри Тоту отреагировала на сценарий?
- Он ей понравился, особенно неожиданный поворот сюжета в середине. Но поначалу она боялась - и отнюдь не того, что эта роль может нанести удар по ее имиджу. Просто Тоту никогда раньше не играла безумных: ей казалось, что она будет выглядеть неправдоподобной и не справится с задачей. Мы хотели показать в этом фильме, насколько обманчива внешность. Человек может казаться милым и привлекательным, но в нем живут бесы, которые до поры до времени ведут себя тихо.
- То что ваша героиня художница - это случайность?
- Это было сделано намеренно. По ходу действия она все больше и больше уходит в мир ирреального - ее разрыв с жизнью фатально увеличивается.