Сенсационный поворот произошел в деле полковника Юрия Буданова, обвиняющегося в убийстве чеченской девушки Эльзы Кунгаевой. Министр здравоохранения РФ Юрий Шевченко лично вмешался в судебный процесс, отозвав из Северо-Кавказского военного суда результаты последней психолого-психиатрической экспертизы полковника. Именно от результатов данной экспертизы зависит то, какой полковнику будет вынесен приговор, а от приговора будет зависеть мнение чеченцев о том, готова ли Россия наказывать своих военных за преступления в Чечне. "Подобного не было даже в сталинские времена", - заявили "Известиям" в Центре судебной психиатрии им. Сербского, который проводил экспертизу. По мнению адвокатов полковника, это решение является грубейшим нарушением закона и "свидетельствует о том, что процесс из юридической плоскости перешел в политическую".
В Минздраве политическую подоплеку решения категорически отрицают. Там считают случайностью тот факт, что об отзыве результатов экспертизы стало известно в минувшее воскресенье - на следующий день после встречи президента Путина с представителями чеченской диаспоры. По сведениям "Известий", само постановление об отзыве было подписано судьей Виктором Костиным в первых числах ноября.
- Отзыв акта носит чисто технический характер и ни в коей мере не касается содержания материалов и выводов судебно-психиатрической экспертизы, - заявили "Известиям" в Министерстве здравоохранения РФ. Как следует из официального сообщения министерства, акт экспертизы был направлен в Северо-Кавказский военный суд непосредственно из Центра им. Сербского, минуя Минздрав. Потребовалось дооформление документов в соответствии с требованиями УПК.
- Организация и проведение экспертизы были поручены Минздраву, - заявил "Известиям" заместитель председателя Северо-Кавказского военного суда Владимир Букреев. - Акт экспертизы еще не приобщен к материалам дела, с ним не были ознакомлены стороны, не опрашивались эксперты. Можно сказать, документ еще находится в работе. Министр имеет полное право запросить этот документ.
Однако в Центре им. Сербского, где проводилась экспертиза полковника Буданова, "Известиям", попросив не ссылаться на источник, сказали, что "подобного не было даже в сталинские времена. Второй экземпляр результатов экспертизы находится в нашем архиве. Но его изъять не удастся - здесь хорошо знают законы". По утверждению специалистов, проводивших экспертизу, нарушен и Уголовно-процессуальный кодекс, и Закон о государственной судебно-экспертной деятельности. Отзывать результаты экспертизы мог только руководитель учреждения, в котором проводилась экспертиза, то есть Татьяна Дмитриева. Сама Татьяна Дмитриева заявила в понедельник Интерфаксу, что не располагает никакой информацией об отзыве экспертизы. По ее словам, если это действительно так, данный отзыв станет первым подобным случаем в истории Центра.
- В УПК нет нормы, которая бы предусматривала отзыв из суда заключения экспертизы, - заявил "Известиям" Станислав Маркелов, адвокат отца погибшей Эльзы Кунгаевой. - Минздрав такими полномочиями не обладает, это из ряда вон выходящее событие. Оно свидетельствует о том, что процесс из юридической плоскости перешел в политическую.
- Скорее всего нет согласия среди экспертов, и, возможно, кто-то из них захотел оформить свое отдельное мнение, - считает адвокат Буданова Анатолий Мухин. - В статье 201 УПК говорится о том, что каждый эксперт подписывает ту часть заключения, которая содержит описание проведенных им исследований. Видимо, акт экспертизы потребовалось дооформить. При проведении повторной экспертизы один экземпляр акта может передаваться главному эксперту для осуществления контроля и координации. Нигде четко не определено, кто должен выполнять функции такого главного эксперта, но это отнюдь не компетенция Минздрава.
Акт повторной экспертизы - один из ключевых документов в деле Буданова, от него напрямую зависит приговор. Летом этого года, когда процесс, казалось, близился к концу, гособвинитель Сергей Назаров предложил освободить Буданова от уголовной ответственности в связи с тем, что предыдущая психолого-психиатрическая экспертиза признала его невменяемым в момент совершения преступления. Однако вслед за этим Назаров неожиданно был уволен в запас, а вместо него из Москвы в Ростов был командирован помощник Главного военного прокурора Владимир Милованов, который заявил об изменении позиции гособвинения. В день, когда ожидался приговор, судья Виктор Костин объявил о направлении Юрия Буданова на еще одну стационарную экспертизу, уже четвертую по счету. Именно ее результаты - не обнародованные до сих пор - и затребовал к себе министр здравоохранения.
А что вы думаете об этом?