Предыдущие части сериала о Родине - поэма о посевной "Высокорослые томаты, или Правда о грушах" и поэма о колбасе "Межгастрономическое путешествие" - поднимали советский быт до масштаба национальной драмы. "История про масло" - поучительный пример, что мы растеряли наше наследие - советское своеобразие. У "Киплингов" есть свое кредо: опора на слово, народность, контактность. Выстрадана и своя тема - великая и несуетная. Заметен вклад в область танца: адаптация западной техники к нашей конкретике. Есть, наконец, задушевность и умение понятно рассказать сюжет из нашей жизни.
Новая история имела хорошую затравку ("рассматривается два типа личности. Один идет по жизни напролом, другой плывет по течению"), но окончилась плохо: ничего не случилось. Было 30 минут нормального современного танца. И все. В этом, конечно, можно найти массу положительного. Танец качественный, выдумка налицо, зал полон, молод и адекватен, современный танец - часть нашей жизни, а Екатеринбург - его столица. Но все же это и тревожный сигнал: произошла смена курса.
Задушевные творения "Киплингов" в жанре танцевальных лекций - больше чем искусство. В них непритязательный российский быт осмыслялся художественным актом. В танце, что питался живительным советским фольклором, рождался уютный социум, где жили наши люди. Сейчас танец не выглядит социальным протестом, а стал просто искусным ремеслом: все правильно, но мало что трогает - разве что микробы бестолковости в духе Киры Муратовой.
А может, это провокация? Пока не поздно, "Киплинги" решили просигналить: изменился портрет нации! Недавно мы были братьями и сообща боролись с трудностями, сейчас - разобщенные потребители, снующие, словно глупые молекулы. Еще каких-нибудь двадцать лет назад жизнь была одухотворена идеей и прекрасна: "Киплинги" не стеснялись прошлого и воспевали его от души. Глаз туманился от какого-нибудь незатейливого дуэта грузчиков в синих халатах с ящиком для бутылок, выросшим до символа эпохи. А что сейчас? Ничего, кроме формы и техники. Раньше на "Киплингах" случались приступы рыдания: перед нами вставала Россия, которую мы потеряли в реальности. Нынче охватывают приступы отчаяния: потеряли родину и в танце. Да, теперь не стыдно - российский модерн выглядит как западный, но уже тревожно: свое лицо растворилось, а новая духовность не родилась.
Танцкоманда "Киплинг" больше не выглядят трогательным мемуаристом. Ее последнее слово, которую по-современному тянет назвать "арт-продуктом", - тревожный сигнал победы западного варварства: цивилизованная Европа поработила дикую Азию. Кажется, мы проиграли в глобальном споре цивилизаций: танец, бывший у нас всем, превратился в повседневный дизайн, эдакое благоустройство среды. Хореография - как везде в мире, слово из идейной основы стало фоном, персонажи -деталями орнамента. Даже костюм - всегда у "Киплингов" подлинный и своеобразный - напоминал блескучие фантики новых кондфабрик.
Мы не хотим вашей новой реальности. Пусть искусство танца все же останется тем, чем было - бегством от действительности.
А что вы думаете об этом?