В дни "стояния на Дубровке" в редакцию начали приходить письма. Тревожные. Негодующие. Злые. Письма, авторы которых, ни на секунду не переставая быть решительными противниками терроризма, задаются вопросом: нет ли вины самой Москвы в случившемся?
У России был исторический шанс: не имеющий аналогов в мировой истории теракт в Москве, когда сила власти превозмогла силу бандитов, мог сплотить нацию. Похоже, мы упускаем этот шанс. Власть не говорит всей правды о погибших и пропавших без вести заложниках. "Голодная" провинция, судя по читательским письмам в газету и многочисленным сообщениям на форумах информационных сайтов, по-прежнему ненавидит "сытую" Москву. Консолидации поумневшего общества вокруг поумневшей власти не получается.
Москва для остальной России - это прежде всего власть. Та, от которой кое-что по-прежнему зависит для обывателя. Меньше, чем от местного - поселкового, городского, областного - чиновника. Но зависит. И кризис с заложниками для многих сделал их собственное отторжение от этой московской власти более явным.
"Мне кажется, то, что произошло в Москве, это расплата - за двойной стандарт, за двойную бухгалтерию, согласно которой жизнь разных людей разного стоит, за нежелание вникать в то, что означают слова "зачистка", "беженец", "палаточный городок", "блокпост", за кровожадное разглагольствование наших депутатов о какой-то там высшей целесообразности (заметьте, их дети при этом не гниют в окопах, а благополучно учатся в англиях, швейцариях, америках), за сытую, благополучную жизнь в пределах отдельно взятой Москвы.
Наталья СОТНИКОВА, Санкт-Петербург".
Порой ненависть к москвичам в письмах удивительным образом сочетается с ура-патриотическими и антикавказскими высказываниями. Но во многих - убеждение в том, что трагедия на Дубровке не должна остаться лишь трагедией.
"Все эти люди (и невинные заложники, и захватчики) погибли за то, чтобы ситуация в Чечне не продолжалась так, как она продолжается теперь. Погибшие заложники, если они не были связаны с армией, с милицией, не знают, сколь велики потери среди чеченцев, каковы зверства нашей российской армии. Мы не сможем точно оценить - кто больше пострадал, кто кому должен отомстить. Сила рождает еще большую силу, и силовым путем не разрешится ситуация. Я в любое время пошла бы на демонстрацию под лозунгами "Прекратить войну в Чечне!", а не только сейчас. Преступно говорить, что такая демонстрация - это уступка террористам, нет - это выражение воли многих нормальных россиян.
Татьяна ЗАХАРОВА, tanyateleshow@rambler.ru".
Есть и другой урок. До безумного теракта на Дубровке еще можно было тешить себя иллюзиями о том, что в минуту смертельной опасности страна позабудет различия между людьми разных доходов, веры и национальности и морально сплотится. Не сплотилась. И одна из явившихся линий разлома - между мирами внутри московского Садового кольца и за его пределами. Стоит ли и дальше закрывать глаза на то, как относятся к столице и ее жителям в остальной части страны?
"Год назад бедная Россия с явным сочувствием и тайным злорадством следила за известными событиями в богатых USA. Сейчас нищая российская провинция с декларируемым сочувствием и тщательно скрываемым злорадством следила за событиями в богатой Москве. Далее - со всеми остановками.
Олег НИКИТИН, Нальчик".
"Нелегалы делают всю работу в Москве, в то время как москвичи пьют и развлекаются, а ты один из таких козлов, которые думают, что вся беда России из-за приезжих.
Наргис на форуме "Известий".
Злорадство - дурное качество, наверное. Однако слишком много для него оснований. И это отнюдь не сетования на судьбу за то, что не сподобила родиться не то что в столице - хотя бы в областном центре. "Уж я бы тогда..." Сегодня в Москве множество бывших провинциалов, поражающих своей энергией, инициативой, творческим подходом, на каждом шагу обставляют (и поделом) менее настойчивых москвичей. Так что не в тупой зависти к "загребающим баксы лопатой" дело - было бы желание.
Но редкая птица долетит до середины Москвы-реки. "В Москву, в Москву" звучит в нашей стране уже не первый век. Но лишь в последние 10 лет появился в этом лозунге некий отчаянный надрыв. Слишком многие утратили надежду, что остатки с барского столичного стола когда-нибудь найдут дорогу в регионы.
"К сожалению, на бытовом уровне, особенно в провинции, царит равнодушие к трагедии. Настроения в нашем совершенно "разобщенном обществе" колеблются от мнения "хорошо, что не у нас" до страшных суждений "так им, этим зажравшимся москвичам, и надо, ходят на спектакли, где билет стоит месячную пенсию.
Валерий ПЕТРОВ [petrov@cmgd.sea.ru]".
"Думаешь, москвичи - отдельная нация, которая должна жить за счет остальных россиян? Не знаю, понимаешь ли ты, что большинство "нелегалов" - это русские, которые ничего общего с преступностью не имеют, и что это - лишь лужковский способ оградить россиян-немосквичей от распределения общенационального дохода, но эта политика подрывает российское государство с такой же силой, как и коррупция.
Не думай, что благополучие москвичей - 7 процентов населения страны на фоне всеобщего обнищания будет продолжаться вечно.
"Комментатор" на форуме "Известий".
Еще одно основание для тайного злорадства - поведение некоторых столичных журналистов в дни кризиса с заложниками. Не только тех, кто ничтоже сумняшеся транслировал в прямом эфире кадры подготовки спецназа к штурму. Но и тех, кто прямо-таки смаковал возможность продемонстрировать свободу обращения со словом, техническую готовность, эксклюзивность полученного материала, порой тем самым обращая свой профессионализм в его противоположность.
"Под некорректностью комментариев имею в виду даже не безудержность речи... В первую очередь подразумеваю безумный журналистский восторг, какое-то буквально экзистенциальное упоение от своей работы, когда все, о чем говоришь, находится на грани между жизнью и смертью, и это возбуждает - чего только стоит плотоядный комментарий пленки с кадрами штурма - ее ведущий новостей НТВ озвучивал примерно так: "Обратите внимание, вы видите эти черные мешки на заднем плане. Там, там. Смотрите внимательнее. Вот они, справа - не пропустите. В них трупы террористов". И т.д. и т.п.).
Наталья СОТНИКОВА, Санкт-Петербург".
Так что эта всероссийская ненависть куда сложнее, чем просто ненависть провинции к Москве.
А что вы думаете об этом?