Серийные "убийцы"
Российские сериалы стали самым популярным продуктом отечественного телерынка. Они держат почти половину всего эфирного времени, на них тратятся огромные деньги, их производители стали миллионерами. Специалисты считают, что популярность сериалов связана с психологией восприятия телезрителей, которые хотят смотреть про себя, на своем языке и как можно дольше. О феномене российских сериалов телевизионные начальники говорили на круглом столе в "Известиях". Все ведущие телекомпании поделились своими соображениями на этот счет. Выяснилось следующее: НТВ хотело бы заполучить "Бригаду" , у ТВС не хватает денег, "Первый канал" страдает от моральных обязательств, "Россия" готова показывать, все, кроме порнографии, а СТС стремится стать взрослым каналом. Денег дяде не дадим Так сформулировал причину появления собственного сериального производства заместитель гендиректора СТС Игорь Толстунов. Действительно, после того как один из партнеров Владимира Гусинского по "Медиа-Мосту" режиссер Владимир Досталь продал пакет сериалов более чем за $25 млн, а купившая их телекомпания НТВ грандиозно подняла свои рейтинги, всем стало понятно - кто владеет сериалами, тот управляет телевидением. Сейчас готовится к продаже еще один важный досталевский пакет - 531 серия стоимостью порядка $50 млн. И, понятно, от того, кому он достанется, будет зависеть расклад на телерынке еще долгое время. Каналы ощущают эту зависимость и боятся ее. Все поняли, что выгоднее заниматься собственным производством сериалов, чем терять деньги, часто в неравной борьбе. "Как показывают расчеты, на любых каналах с любыми источниками финансирования экономически вернее вложиться один раз в производство сериала, а потом, храня его в библиотеке канала, использовать настолько, насколько тянет его потенциал", - говорит директор кинопоказа телеканала НТВ Сергей Фикс. - Это лучше, чем каждые два или три года покупать у правообладателя права на тот же сериал. Перекачка денег в чужой карман каналы не устраивает". Игорь Толстунов назвал еще несколько причин появления собственных сериалов: "имидж" - теперь каждый уважающий себя канал должен обзавестись своим продуктом, и "отсутствие рынка" - "потому что часто негде купить". Злая сказка "Сериал - это потребность", - считает заместитель гендиректора телеканала "Россия" Валерий Тодоровский. "Телевидение - это наиболее демократичный способ общения со зрителем, причем с массовым зрителем, - говорит он. - То же самое и сериал: если телеканал никто не смотрит, он плохой, если сериал никто не смотрит, он тоже плохой". Но, впрочем, эту проблему телеканалы решили довольно быстро. Сериалы сейчас смотрят все. И это понятно - они отбираются именно по принципу смотрибельности. Заслуга здесь даже не столько каналов, сколько самих сериалов. Как справедливо заметил г-н Тодоровский, "сериал - это долгая сказка на ночь, продолжение которой стремишься узнать во что бы то ни стало". "Скажу такую провокационную вещь, - решился Валерий Тодоровский, - у нас всегда были сериалы. Вот, например, сериальный писатель, Лев Толстой. Когда он писал "Анну Каренину" или "Войну и мир", понятно, он не рассчитывал, что это прочтут за один вечер". Все закономерно. Российский телезритель "подсел" на "Каменскую" так же, как когда-то подсаживались на Толстого. Но в отличие от современных сериалов их дореволюционные прототипы никто не мог упрекнуть в аморальности. Хорошо, когда потребностью и наркотиком становятся общепризнанные ценности, и очевидно плохо, когда телезрители не могут обойтись без созерцания нескольких трупов на ночь. Именно такими, по мнению телекритиков, стали многие сериалы. Последним общепризнанным жестким сериалом называют "Бригаду" канала "Россия". Здесь мнения у телевизионных начальников разделись: НТВ с радостью бы "Бригаду" показало, ОРТ, по словам директора дирекции кинопроизводства "Первого канала" Джаника Фазиева, "в свое время обсуждал покупку этого сериала, но до окончательной стадии переговоры так и не дошли". Гендиректор "Первого канала" Константин Эрнст тогда так объяснял историю с "Бригадой": исторически сложилось, что у первого канала слишком много телезрителей и слишком высокая моральная ответственность за них, поэтому многое, что выходит на других каналах, "Первый" показывать не вправе. Не на что и не с кем Качество сериалов и их количество, по мнению телевизионщиков, изменятся с "появлением мускулатуры". Рынок только начал формироваться и пока, по мнению собравшихся, "стоит на четвереньках". По мнению Валерия Тодоровского, "в стране даже нет достаточного количества хороших сценариев, хорошей музыки, нет людей - режиссеров, монтажеров, гримеров, а еще более не хватает денег". Чувствовалось, что из всех собравшихся вопрос денег больше всего волновал ТВС. Руководитель дирекции кинопоказа шестого канала Александра Виноградова посетовала, что "большим" каналам заниматься сериалами проще: "Нам очень тяжело существовать в ситуации, когда ты должен выбирать из того продукта, который тебе по карману - такого слишком мало". А что вы думаете об этом?