Реформа грузового железнодорожного тарифа получила поддержку правительства. Премьер Михаил Касьянов заявил, что необходимо изменить подход к тарифам с учетом дальности перевозок и сложившихся на территории страны производств. "Существующая методология формирования прейскуранта железнодорожных тарифов, действующая с 1989 года, не отвечает реалиям развития российской экономики", - заявил он.
Пробные шаги для оптимизации тарифа делались на протяжении всего нынешнего года. Летом железная дорога уже снижала стоимость перевозок стратегических грузов - в частности, угля, металла, леса. Сегодня доля железных дорог в общем грузообороте всех видов транспорта составляет около 38% (трубопроводного - 52,5%, автомобильного - 3,7%, морского - 3%, внутреннего водного - 2,2%, воздушного - 0,1%). По мнению главы МПС Геннадия Фадеева, это свидетельствует о том, что по ряду перевозок железная дорога уже утратила черты естественного монополиста и испытывает острую конкуренцию со стороны других видов транспорта. Победить в этой конкуренции можно, лишь применив гибкие тарифы для грузоотправителей, считает министр. Нужно принимать в расчет и объем "багажа". "В новой методологии будет учитываться размер партий грузов, что должно повысить заинтересованность грузоотправителей создавать цельные маршруты, а не отдельные отрезки перевозок", - считает вице-премьер Виктор Христенко.
Намерения правительства конкретизируют в Федеральной энергетической комиссии (ФЭК). Как пояснил "Известиям" начальник Управления регулирования железнодорожного транспорта ФЭК Павел Иванкин, после появления новой шкалы стоимость перевозок по железной дороге на короткие расстояния должна будет сравняться с ценой, которую сейчас предлагают автоперевозчики. Тогда многим грузоотправителям придется переориентироваться на автотранспорт, а значит, удастся перенаправить освободившиеся вагоны на длинные расстояния. Кроме того, из стоимости тарифа будет выделена составляющая на обновление вагонного парка и инфраструктуру. В итоге, отмечает Павел Иванкин, компании-отправители смогут конкурировать с МПС, назначая цену выше или ниже стоимости перевозок по железной дороге. И на этом рынке активизируется конкуренция.
В правительстве решили отказаться от скидки в 10% от стоимости тарифа, которая предоставлялась грузоперевозчику, использующему 50-70 вагонов. Теперь преференции начнут действовать уже с 6-го вагона, заказанного отправителем. Скидки будут варьироваться в зависимости от количества вагонов и расстояния перевозки, доходя до 15% от тарифа. Таким образом, небольших перевозчиков стимулируют отправлять как можно больше грузов в одном направлении.
Тем не менее участники рынка еще не осознали своего счастья. Операторы не успели ознакомиться с решениями и ждут, когда общие принципы материализуются в конкретные тарифы. В РАО "ЕЭС" "Известиям" сказали, что выгоды новых тарифов надо еще подсчитать. А в компании "Северстальтранс" считают, что в первую очередь от нововведений выиграют перевозчики, ориентированные на Дальний Восток. На Новолипецком меткомбинате указывают на неясность того, как изменится итоговая стоимость перевозки в зависимости от расстояния. Не исключено, что экономию на дальних расстояниях "съедят" потери на коротких.
А что вы думаете об этом?