Период относительной стабильности европейских торговых сетей закончился. К такому выводу пришли аналитики рейтингового агентства Standard & Poors (S&P). Пока агентство ограничилось лишь пересмотром своего прогноза по двум операторам - негативные оценки получили британская J. Sainsbury и голландская Ahold Koninklijke. Прогноз для разворачивающейся в России сети Metro также нельзя назвать положительным: "Учитывая слабый финансовый профиль, любое ухудшение текущей операционной деятельности окажет негативное влияние на рейтинги компании". Проще говоря, Metro находится в крайне неустойчивом положении, и ее развитие, в том числе и в России, ныне зависит от множества неподконтрольных компании факторов.
Главной причиной ухудшения финансового положения компаний, говорит Хьюг де ла Пресле (Hugues de La Presle), директор европейского подразделения корпоративных рейтингов Standard & Poors, стало обострение конкуренции на европейском рынке.
Особенно тесно ритейлерам стало на наиболее "открытых" для торгового бизнеса рынках - Германии и Великобритании. По мнению аналитиков S&P, ритейлеры страдают от хронической нехватки капитала. Этот вывод подтверждается рейтинговым агентством Moody's, которое изменило свой прогноз по компании J. Sainsbury 14 октября. Аналитики Moody's, комментируя свое решение, констатируют, что, несмотря на все усилия, предпринятые компанией по сокращению своих расходов, ей пришлось инвестировать все сэкономленные средства.
По оценкам S&P, в Британии при либеральном торговом законодательстве количество открываемых магазинов (измеряемое площадью торговых залов) превышает рост спроса населения.
В зоне потенциального риска оказалась компания Metro AG, у которой, несмотря на международную экспансию, 92% торгового оборота приходится на слабеющий национальный рынок (по данным самой Metro, на заграничные магазины приходится 45% объема продаж).
"Теоретически можно объяснить экспансию компании на Восток не столько огромной привлекательностью российского рынка, сколько желанием диверсифицировать свой бизнес в географическом измерении", - говорит Алексей Кривошапко, аналитик UFG.
Как отразится нынешнее финансовое положение западных розничных операторов на российском рынке, пока непонятно. Высокая конкуренция и падение спроса в Западной Европе могут привести как к повышенному интересу к неосвоенным просторам России, так и к сворачиванию планов по развитию на российском рынке.
"Не думаю, что экспансия может сейчас замедлиться, - говорит Вадим Зуйков, президент Национальной торговой ассоциации. - У российского розничного рынка самые высокие показатели роста в мире. Рынок пока свободен, поэтому западные компании могут увеличивать свою долю не на 1%, как в Европе, а, например, на 20%".
По словам представителя Metro Юлии Беловой, руководство немецкой компании считает, что российский рынок обладает большим потенциалом, и рассматривает его как один из приоритетных. Третий магазин Metro в Москве откроется 31 октября, в апреле 2002 года появятся два магазина в Санкт-Петербурге. Вообще в планы сети входит открытие четырех магазинов в год, в том числе и в регионах. Белова утверждает, что Metro может эффективно работать при любых условиях, даже когда спрос на продовольственные и непродовольственные товары в Европе падает.
Полностью статью читайте на Фин.Известия.Ru