Сборная России разбила албанцев, заставив тех проиграть с крупным счетом - 1:4 - впервые за три отборочных цикла. Валерий Газзаев, сияя улыбкой журналистам, за время короткого выступления на послематчевой пресс-конференции четырежды прибег к эпитету "блестящий" и дважды - "прекрасный". 16-тысячная аудитория волгоградского стадиона "Центральный" не утихала весь второй тайм и в награду получила от растроганных игроков аплодисменты и запущенные на трибуну футболки. Президент "Ротора" Владимир Горюнов, со своими галстуком "бабочка" и белыми манжетами походивший на метрдотеля дорогого ресторана (и в сущности бывший им в эти дни для российской команды), принимал поздравления с прилично организованным матчем. По всем ощущениям, вечер среды в Волгограде удался.
Волгоградский разгром скромной, но гордой и давно никем всерьез не битой албанской футбольной армии стал, похоже, последним из свершений сборной России в этом году - если ей не придется-таки играть с Грузией 20 ноября. Самое время взяться за подведение итогов, которое на самом деле неизбежно превратится в сопоставление двух совершенно несхожих команд, что носили в этом году звание сборной России, - команд Романцева и Газзаева. Сопоставление даже не столько в аксиологическом, ценностном ключе - "лучше/хуже", сколько в стилистическом и кадровом. Заводить разговор насчет "лучше" будет уместнее по прошествии хотя бы нескольких матчей из числа определяющих (в Дублине, Тиране, Тбилиси и обеих игр со швейцарцами, главными нашими конкурентами с точки зрения качества игры и результата). А вот серьезные перемены в манере игры сборной, сопутствующие перемене на тренерском посту, очевидны уже сейчас.
Тактический антиквариат романцевской схемы 4-4-2 (а ведь это совсем другой, куда более ветхий вариант 4-4-2, нежели используемый, к примеру, лондонским "Арсеналом") при Газзаеве успешно и без видимых затруднений заменен мировым футбольным мейнстримом 3-5-2. Техника и контроль мяча в качестве парадигмы вытеснены атлетизмом и самоотдачей. На смену комбинационной паутине пришла строгость прямых, сходящихся у штрафной соперника. Симпатичность одной или другой игровой установки - дело личного вкуса каждого, но вот явная недооценка Романцевым роли опорных хавбеков, этих "защитников в центре поля", - это уже вопрос не вкуса, а тренерской квалификации. При позднем Романцеве сборная порой играла вообще без них (вспомните замены Смертина на чемпионате мира), Газзаев второй тайм против Албании доигрывал аж с тремя опорными полузащитниками - Смертиным, Алдониным и Яновским. Сборная Газзаева - это команда, в которой таскать рояль надлежит всем, играть гаммы - считанным единицам.
Арсенал сборной при Газзаеве обогатился такими не бесполезными элементами, как искусственный офсайд и командный отбор мяча (несколько эпизодов с "включением" прессинга в центре поля в среду выглядели - позаимствую словечко у Валерия Георгиевича - блестяще). Пас в нынешней сборной стал длиннее, характер игры - "вертикальнее", скорости - несколько выше, настрой - злее. Сборная России перестала быть командой, комфортной для противника. В матчах с ней врачи команд-соперниц уже не сэкономят на заморозке. Даже пресловутый процент реализации голевых моментов подрос (за три с половиной "газзаевских" матча сборная забила в этом году больше, чем за восемь "романцевских"), хотя только время покажет, связано ли это как-то с приходом нового тренера, или просто является стечением обстоятельств. В конце концов из употребления на пресс-конференциях исключено словосочетание "антироссийский заговор" - хотя, кто знает, может, мы его еще и услышим, когда результаты сборной будут не столь радужны.
Как перечеркнуть короткую и формально провальную работу Бышовца в сборной не позволяет открытие им Алексея Смертина, нынешнего лидера российской сборной, так и о работе Газзаева, как бы ни сложилась его судьба в дальнейшем, наверняка не даст забыть привлечение в сборную Евгения Алдонина. Игрока, удивительно похожего на Смертина - амплуа, манерой игры, скромным и в то же время решительным характером, даже внешностью. "О таком авансе даже и не помышлял, - говорил мне Смертин на заре своей карьеры игрока сборной. - Тем больше желание его оправдать". "Когда в июне смотрел чемпионат мира, и вообразить себе не мог, что через пару месяцев надену футболку национальной команды. До сих пор с трудом верится в происходящее - сказанное мне в среду Алдониным звучало парафразом тех давних смертинских слов. - Но раз выпал такой шанс, просто так упускать его не собираюсь". Хронический кадровый консерватизм Романцева, лишь в самый канун чемпионата мира сменившийся поспешными попытками вписать в игру сборной Кержакова, Пименова и Соломатина, также, в общем, проигрывает более широкой селекции Газзаева. Хотя убедить нас в том, что Яновский и Березуцкий лучше своих конкурентов за место в составе или в запасе сборной, ее нынешнему тренеру еще предстоит.
Ирландская оборона не всякий раз грешит ляпами, подобными допущенным в сентябре в Москве. Албанские защитники совсем не простаки, и они нечасто так раздаривают мячи сопернику, как подарили в среду Семаку в эпизоде с его вторым голом. Все эти случайности не так уж и случайны, они предполагаются новой доктриной сборной России, ее ставкой на неустанное изматывание соперника атлетизмом и самоотверженностью. Опасные моменты у ворот оппонентов россиян вырастают теперь не столько из комбинационных ходов, сколько из давления. И это не отсутствие игры, как видится кому-то - это тоже игра: ну не откажете же вы манере, в какой сборная Германии отвоевала серебро чемпионата мира, в праве зваться стилевой разновидностью футбола. Путь новой сборной указан четко, без малейшей размытости, и успешность первых шагов наверняка укрепит решимость Газзаева двигаться дальше именно в этом направлении. Привыкайте: сборная России теперь так и будет искать счастья в неугасимой борьбе, тормозя соперника граничащей с грубостью самоотдачей и выцарапывая свои голевые шансы во множественных единоборствах. Или не тормозя и не выцарапывая - и тогда ее игру мы будем называть недостаточно хорошей.
Новой сборной России повезло со стартовым календарем отборочного турнира; на этапе своего зарождения она играла дома, с покладистыми соперниками и теперь обзавелась приличным багажом уверенности в себе. Но у нас есть надежное лекарство от эйфории - еврокубковая беспомощность и серость национального чемпионата, в котором остальные команды, в свою очередь, беспомощны перед российской делегацией в Европе. Все это говорит, что широко обсуждавшееся летом приглашение иностранного специалиста в сборную - и правда не панацея: замкнутому в скорлупе, натужно развивающемуся отечественному футболу свежих и квалифицированных голов нужно куда больше, чем одна. А успехи газзаевской сборной свидетельствует о том, что даже этот скромный российский потенциал в пору позднего Романцева реализовывался отнюдь не полностью.
Вспомните сборную России годичной давности или разыщите в подшивках список игроков, вызванных Романцевым на первый в этом сезоне товарищеский матч в Дублине, - и сверьте их с волгоградским составом команды. Смена поколений, о которой столько, со страхом или с надеждой, говорилось в последние годы, произошла. Успешно или нет, но на протяжении ближайших лет олицетворять понятие "российская сборная" будет вот эта, совсем другая команда.
Сергей СЕМАК, нападающий сборной России по футболу:
Наша команда стала злее
- Кассета с записью этого матча пополнит вашу видеотеку?
- У меня и видеотеки-то такой нет. Но, кстати, сегодняшняя игра - хороший повод ее начать.
- Всем довольны?
- В общем, да: и с точки зрения качества игры, и с точки зрения зрелищности матч получился. Не надо думать, что албанцы - покладистый соперник. Первый тайм получился довольно сложным. Просто, забив второй гол, мы взяли игру под свой контроль и заставили соперника раскрыться.
- Как вам идея проведения этого матча в Волгограде?
- Отлично. Здесь мы действительно чувствовали себя как дома. Далеко не каждый домашний матч сборной России, нужно признать, проходит при такой мощной поддержке зрителей.
- Где все-таки вам больше нравится играть - в полузащите или в атаке, где в последнее время вас довольно часто использует Газзаев?
- Всегда говорил, что мне больше всего нравится играть на поле, а не разминаться за воротами. А уж амплуа большой роли не играет. Правда.
- Вы, ветеран сборной России, не провели в ней и десяти матчей целиком. Сегодняшний был одним из немногих...
- Не каждый из тренеров сборной России видел мне место в исповедуемой ими игре. Это нормальный, житейский момент, потому ни на кого из них не таю и малейшей обиды.
- Какой футбол исповедует сборная Газзаева?
- От команды Романцева его отличают приоритет среднего и длинного паса, более активная фланговая игра, несколько видоизмененная тактическая схема.
- Кажется, что новая сборная прибавила в злости, самоотдаче...
- Вы знаете, мне так тоже кажется.
А что вы думаете об этом?