О том, как интересно живет сегодня Голландия, столица Урала даже не подозревала. Ну, случались редкие контакты - то хореограф Анук ван Дайк что-то поставила, то ансамбль современной музыки как-то выступил. И вот вдруг на голову невинных екатеринбуржцев свалился фестиваль длиной в 11 дней. Впервые в России современное голландское искусство было показано в таком объеме: кино, музыка, визуальные искусства, танец, литература. Россияне согласны с выводом атташе по культуре посольства Нидерландов в Москве: теперь Россия перестанет представлять его страну краем дикого секса и наркотиков.
Новое голландское Возрождение случилось благодаря известному уральскому акционисту Льву Шульману. До того ему было хорошо в Амстердаме, что он захотел перенести его к себе на родину как есть - с бакенами (церковные башни и мельницы, взрывающие плоский ландшафт), огромными фургонами-шарманками с музыкой на улицах и даже запахом марихуаны в метро. Идея приглянулась в Голландии, и в дело включились ее министерства, фонды и посольство в Москве, которых с нашей стороны поддержали многие - от Центра современного искусства, Гуманитарного университета администрации Екатеринбурга до петербургского Института ПроАрте.
И не зря. Завоевание России Голландией прошло с хорошими и полезными финальными показателями. Во-первых, испарился спрятанный в подсознании миф о периферийности голландской культуры. Взору среднего россиянина, для которого образ Голландии остановился где-то в позапрошлом веке на имени Ван Гога, открылся мир, давно и естественно занявший место на культурной карте Европы. Впечатляющая ретроспектива фильмов гениального Йоса Стеллинга, лично явившегося на ее открытие, и современное кино (Алекс ван Вармердам, Гер Поппелаарс и др.), удивившее человеческой интонацией. Голландские визуалисты вторглись в нашу обыденность магическими воззваниями к людям вроде "Ты в моей власти" (сверкающие надписи на фасадах домов) и монументальным панно на здании университета. Группа Конни Янссен порушила установку о стерильности западного танца: прелестный спектакль "Cемейный альбом" вполне российский по эмоциям и удивительно теплый: реальная жизнь, живые люди, понятные отношения - современный танец может быть простым и народным искусством.
Но смысл акции - не один ликбез, который уместен по отношению к любой стране, а урок, что крайне полезен. Нашей культуре с ее основными путями - академическим (Большой театр и пр.) и попсовым ("Мумий Тролль" и т.д.) - плодотворно узнать иноземный опыт и, как в свое время Петру I, что-то из него позаимствовать.
В Голландии культура ориентирована на молодежь. Не отпугивая вечными ценностями и не опускаясь до минутных фишек, она ищет контакт с молодой аудиторией, которая создаст будущее. Идеи циркулируют всеми путями - как через танец и видеоарт, так и через симфоническую музыку: государство и общество поддерживают молодых авторов, создающих нечто оригинальное. Затеяв хорошее дело, Лев Шульман уловил этот посыл и инвестировал в уральский край современное искусство, именно те жанры, которые легче всего несут новые идеи. В результате голландская сторона получила внимательную юную аудиторию, которая 11 вечеров заполняла разные залы и откликалась, как положено, на все прекрасное.
Польза налицо. Голландское искусство оказалось весьма человечным и по-естественному жизнерадостным. В нем много положительных героев, нет душераздирающих страданий и неразрешимых проблем. В нем есть легкий абсурд и мягкий сюр, что так нам близки.
Закономерна кульминация феста: группа Dalgoo с проектом "Новая анатомия". Анатомировались тексты нашего заветного абсурдиста Даниила Хармса, у которого в Голландии, как и во всем мире, есть поклонники. Перформанс из чтения (выходец и России Леонид Власов), вокала (Хармса на голландском, немецком и английском разлагала восхитительная Хестер Боверхьюз), инструментальных сольных импровизаций и группового артистического кайфа - вот образец нового голландского искусства. Оно глубоко и доступно, серьезно и остроумно, ничуть не занудно, и в принципе любой современный голландский автор запросто найдет понимание у своего народа.
Во всяком случае, в лице молодых россиян голландцы нашли своего зрителя, чем остались крайне довольны.
А что вы думаете об этом?