- Сильно разочарованы, Отар, что прапраправнук Мельеса, представлявший на манеже рижского цирка ваше франко-итальянское "Утро понедельника", выпил виски без пуговицы с 10 000 долларов в придачу?
- Ну, раз участвуем, значит, приняли правила игры. Хотя я бы предпочел, чтобы г-н Сукутс без всякой клоунады сказал бы, пусть и не мне, "это вам!" и вручил слиток. Я бы тоже не отказался от 10 тысяч, но переживать из-за этого не стану.
- Посмотрев "Утро понедельника", легко обнаружить перекличку с "Певчим дроздом", "Охотой на бабочек". Кажется, и Иоселиани продолжает снимать один и тот же фильм...
- Вы, наверное, не знаете, что процитировали Тарковского? Это он так сказал, правда, о себе и в принципе о режиссерской профессии.
- Вы, может быть, тоже не знаете, что Тарковский назвал свои фильмы самыми коммерческими, потому что их будут смотреть и через 50 лет?
- Тогда самым коммерческим писателем стоит считать Рабле.
- Ваш герой изрядно подустал от однообразия его небогатой жизни, входящей в противоречие со свободой выбора, о которой мечтал?
- Знаете, если в двух словах, то человеку постоянно кажется, что там, где он живет, все препогано, а где-то далеко намного лучше. На самом деле то, что тебя взрастило и окружает, собственно и есть ты - от себя не уйдешь, куда бы ни уехал. Мой фильм лишь очередная иллюстрация этого достаточно известного тезиса. Конечно, я снимаю грузинское кино, но из этого вовсе не следует, что вокруг меня в Париже маленькая грузинская колония.
- Но это же не означает, что вы не следите за событиями на линии Грузия - Россия?
- Нет, не означает.
- Трудно удержаться и не спросить, что вы думаете по этому поводу?
- Ну а как вы думаете, что я могу думать. Открываю рижскую газету на русском языке и читаю, что, по сообщениям источников в Москве, боевиков перебросили в Ингушетию на вертолетах грузинской армии и за каждый рейс заплачено по 5 тысяч долларов. В платежную ведомость заглядывали эти источники, что ли? И почему по 5 тысяч - писали бы уж по 25. Что, вам тоже смешно? А спрашиваете, что я думаю...
- У вас другие источники?
- Телефонные, но куда более надежные.
- И что же вы, простите, думаете?
- Что Путин - раб своих генералов и будет всячески стараться выпутаться из того, во что его втянули его вояки и советники. Что несоветская Россия еще очень нескоро избавится от советской, главным образом в устройстве мозгов. Это не эмоции во мне говорят, а математический склад ума человека, закончившего в свое время мехмат МГУ. Со временем, возможно, станет известно, какие боевики на кого работали и почему, а может, и никогда не узнают об этом. К сожалению, и на Западе многие не представляют, что стоит за словами КГБ, ГРУ и тому подобными структурами... Мало таких, как Андре Жид, который ехал по Военно-Грузинской дороге, а Берия распорядился сбросить парашютистов, чтобы те накрыли стол перед дорогим гостем - и он все равно написал правду.
- Сейчас вы занимаетесь в основном промоушном "Утра понедельника"?
- Отнюдь. Занимаюсь новым проектом, наверное, снова франко-итальянским, хотя со дня на день его национальность и финансовое состояние могут измениться. Одно известно точно: действие непременно будет происходить в руинах.
- Вам не кажется, что европейское кино приближается к летальному исходу, особенно на фоне мощного азиатского рывка?
- Это критики, видимо, говорят о рывке - у них, в конце концов, другая профессия. С точки зрения режиссера, в азиатском кинематографе не создано ничего выдающегося, были надежды на Мидзагучи, но все вышли. Это, знаете, как "Грюндиг", который скопировали японцы, ну и что... У Европы еще хватит сил и творческого потенциала, чтобы делать хорошее кино, а может быть, и великое тоже.
- У вас нет планов на совместную работу с российским кинематографом?
- Вы смеетесь? Чтобы я имел дело с этими бандитами...
А что вы думаете об этом?