Полпред президента в Сибирском федеральном округе Леонид Драчевский сделал многообещающий прогноз - реализация "Стратегии развития Сибири" приведет к экономическому росту этих регионов, темпы которого будут опережать среднемировые.
На пленарном заседании форума собралось более двух тысяч человек: 100 членов Совета федерации РФ, представители 33 регионов России, делегации из Кореи, Японии, Китая, руководители крупного бизнеса ("Русский алюминий", "СУАЛ", МДМ, "Газпром" и др.).
Открыл заседание Сергей Миронов, который заявил, что учредители БЭФа (в числе которых Минэкономразвития РФ и Совет федерации) намерены придать форуму новый импульс, вывести его на другой уровень. В частности, предполагается, что форум поможет дать определение проблемам, которые мешают развитию Сибири и Дальнего Востока и найти пути их решения. По мнению спикера, будущее России в могуществе этих регионов.
Министр промышленности Илья Клебанов заявил, что основная причина сегодняшней непростой ситуации в Сибири и на Дальнем Востоке в низкой конкурентоспособности этих регионов.
- Причины в высоких энерготарифах и транспортных издержках, продолжительности отопительного сезона и суровых условиях проживания. Особенно показателен Дальний Восток. Если средний тариф по РАО "ЕЭС России" составляет 59,8 коп. за киловатт, то у "Востокэнерго" он уже 98 коп., "Сахалинэнерго" - 117 коп. Федеральные власти намерены поддерживать развитие топливно-энергетического комплекса Дальнего Востока и Забайкалья. Это заключается прежде всего во вводе новых генерирующих мощностей (строительство новых ГЭС в трех регионах и двух энергетических комплексов на Курилах). По нашим прогнозам, это снизит тарифы в два раза, - пояснил Илья Клебанов.
По мнению министра, экономику этих регионов поднимет и решение транспортной проблемы. Причем правительство говорит о развитии сразу нескольких направлений - железнодорожного транспорта, автомобильных дорог и воздушных путей. Речь идет о конкретных проектах: соединение Транссиба со странами Юго-Восточной Азии, восстановление единой автомобильной дороги Санкт-Петербург--Владивосток за счет ликвидации разрыва дороги в направлении Чита--Хабаровск и создание условий в региональных аэропортах для кроссполярных перелетов.
Илья Клебанов также заявил, что именно регионы Сибири и Дальнего Востока помогут России построить долгосрочное сотрудничество со странами АТР. В числе будущих перспективных проектов он назвал строительство Ковыктинского газоконденсатного месторождения, энергомостов в Китай и Японию.
Министр транспорта Сергей Франк также уверен, что "успех развития этих регионов зависит от транспорта. Именно эта составляющая поможет привлечь инвестиции". По его словам, в соответствии с федеральными программами в Сибири и на Дальнем Востоке будут реализованы проекты, которые позволят модернизировать транспортные системы. Это развитие портовой и припортовой инфраструктуры (сегодня используется только 50 процентов мощностей дальневосточных портов). Именно в этих портах предполагается реализовать идею свободных экономических зон. По мнению Франка, государство сможет вложить только четвертую часть средств, необходимых для модернизации транспортной системы. Остальное должны составить частные вложения. "Именно поэтому правительство намерено ускорить прохождение через Госдуму ряда законопроектов, способствующих притоку инвестиций в транспортные системы".
Под занавес Сергей Франк предложил создать Международный консорциум Южной и Северной Кореи, Японии и России для реализации совместных транспортных проектов.
Полпред президента Леонид Драчевский пообещал, что реализация стратегии приведет к бурному развитию экономики регионов Сибири.
- Экономика Сибири перейдет от сырьевой направленности к сбалансированной. Но сегодня именно сырьевой сектор должен создать базу для перехода к иной направленности экономики.
Сегодня в рамках Байкальского экономического форума начнут работать пять секций и 20 "круглых столов". Участники форума обсудят проблемы естественных монополий, развития транспорта, лесной и строительной отраслей.
А что вы думаете об этом?