Но и он был не так обилен, как задумывалось. Схема владения банками построена сложнее, чем представлялось премьеру, а законодательная база, как обычно, пестрит прорехами. Теперь непокорным чиновникам грозят административными мерами вплоть до снятия с должности.
Согласно распоряжению правительства, государственные унитарные предприятия (ГУПы) должны были передать Минимуществу принадлежащие им доли и пакеты акций в кредитных организациях для последующей продажи на аукционах. Однако до сих пор распоряжение до конца не выполнено. По информации "Известий", в ближайшее время Михаил Касьянов соберет совещание, чтобы решить, как поступать с непокорными ГУПами.
"У правительства есть рычаги давления. Предприятия унитарные, а их руководители - госчиновники, получающие зарплату из бюджета", - говорят в Минимуществе. Представитель аппарата Белого дома также не исключил, что премьер примет на вооружение административные меры: "В конце концов можно кого-нибудь и снять".
Подчиняться премьерской воле отказываются не какие-то рядовые
госдиректора, а руководители министерств. Как рассказал "Известиям" представитель Минимущества, за последние десять лет ведомства "создали под крылом государства параллельную и неконтролируемую экономику". "Страшно даже предположить, какие деньги в ней вращаются, - говорит он. - А они так привыкли к отсутствию контроля со стороны государства, что теперь любое вмешательство в свои дела считают оскорбительным".
Схема правительства подпадала, как комментировали юристы, под 229-ю статью Гражданского кодекса, в соответствии с которой государство имеет право и возможность изымать имущество ГУПов с его последующей продажей (имущество ГУПов не принадлежит им на правах собственности).
И все же поначалу даже выяснить, сколько же ГУПов участвует в капитале банков, оказалось почти невозможно. Потерпев первое поражение, Минимущество обратилось за помощью к Центробанку. Он выдает лицензии на банковскую деятельность, а потому его запросам в кредитные организации - немедленно сообщить о присутствии в их капитале ГУПов - отказа не было.
Выяснилось, что в России 587 ГУПов владеют 714 пакетами акций в 250 банках номинальной стоимостью около 2,5 млрд руб. Руководители предприятий поняли: дальше отпираться бессмысленно, и к началу сентября Минимущество получило 552 копии передаточных распоряжений и 210 пакетов акций на сумму 1,011 млрд руб. Это 80% всех пакетов. Однако в стоимостном выражении - меньше половины.
На совещании в Минимуществе начальник управления Марат Загидуллов сетовал, что выполнять распоряжение правительства отказывается Министерство путей сообщения, которому принадлежит 75% акций Транскредитбанка (1,25 млрд рублей), а также "Росэнергоатом" и его дочерние организации, которые даже, по мнению министерства, скрывают информацию об участии в кредитных организациях.
Однако у руководства "Росэнергоатома" и МПС, а также у глав некоторых "послушных" ГУПов есть возражения как по процедуре, так и по законности изъятия банковских активов.
Заместитель исполнительного директора "Росэнергоатома" по инвестициям Василий Бойко говорит, что руководство "Росэнергоатома" было поражено обвинением со стороны Минимущества о сокрытии участия в банке "Нефтяной". "У "Росэнергоатома" есть три аффилированные компании - общества с ограниченной ответственностью, - говорит он, - которые действительно участвуют в капитале банка. Однако в распоряжении правительства о передаче ГУПов Минимуществу говорится, что расстаться с пакетами акций должны лишь государственные предприятия, а вовсе не аффилированные с ними структуры".
В принадлежащем МПС Транскредитбанке в ответ на вопрос, когда состоится передача его акций, начальник управления по связям с общественностью банка Юрий Михайлов посоветовал "обращаться к собственнику". А заместитель министра Анна Белова сообщила: "6 сентября министр путей сообщения Геннадий Фадеев попросил премьер-министра Михаила Касьянова отложить вопрос о передаче нашего пакета акций в Транскредитбанке до создания РАО "Российские железные дороги", поскольку банк - главная расчетная система МПС". "При этом, - отметила она, - должен быть разработан механизм компенсаций за переданные акции".
"Послушные" же ведомства уже твердят об убытках. Об этом рассказали "Известиям", например, на смоленском ГУПе по огранке алмазов "Кристалл", который ранее владел 38% акций Международного акционерного банка (МАБ). "Мы выполнили поручение, но из-за этого понесли прямые убытки в размере 100 млн рублей". После того как "Кристалл" покинул ряды акционеров МАБа, ему пришлось стать клиентом Сбербанка, поскольку руководство МАБа решило закрыть филиал в Смоленске. "Мы могли бы самостоятельно продать свой пакет и даже получить прибыль, - говорят на "Кристалле". - К нам обращались покупатели, готовые предложить за пакет в два раза больше, то есть 200 млн рублей. А за контрольный пакет (вместе с "Алмазювелирэкспортом", который тоже владел 38% акций МАБа. - Ред.) предлагали 500 млн рублей".
Аналитики же считают, что распоряжение правительства, согласно которому ГУПы должны передать имеющиеся у них акции коммерческих банков в собственность Минимущества, вовсе не так обязательно к исполнению, как утверждают в кабинете министров, и сохраняет за директорами унитарных предприятий достаточную степень свободы. "Директор ГУПа, как и любого предприятия, действует на основании устава, - сказал "Известиям" руководитель департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. - И если устав не содержит запрета предприятию как юридическому лицу участвовать в доле кредитных организаций, решение правительства может быть реализовано только на основании доброй воли директора. Разумеется, все они понимают, что придется подписывать очередной контракт с ведомством, в ведении которого находится ФГУП. Распоряжение оставляет ГУПам возможность иметь акции и доли в коммерческих организациях, а те, в свою очередь, могут иметь акции банков".
Даже законопроект "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", который Дума планирует рассмотреть во втором чтении в конце сентября, оставляет ГУПам право опосредованного участия в коммерческих банках, хотя и содержит жесткую формулировку: "Унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций".
"Законопроект резко ужесточает дисциплину ГУПов, - сказал "Известиям" председатель комитета по экономической политике Госдумы Григорий Томчин, - но заставить их до конца выйти из капитала коммерческих банков можно только изменив положения Гражданского кодекса, предоставляющие унитарным предприятиям право хозяйственного ведения". По словам г-на Томчина, прямое законодательное ограничение ГУПам на участие в капитале коммерческих банков "решает проблему на 15-20%, но и это немало".
Приватизация госбанков - лишь часть новой общей стратегии управления госсобственностью. Следующие на очереди - активы ГУПов в страховых компаниях и инвестиционных фондах. У Минимущества нет пока даже их предварительной оценки.
А что вы думаете об этом?