В Российском топливном союзе (РТС) считают, что редакция закона содержит положения, которые приведут к фактической монополизации рынка, и готовы к борьбе против этого.
Как объяснили "Известиям" в РТС, схема, прописанная в законе, достаточно проста. Завод, отпуская нефтепродукты оптовику, начисляет акциз, но не торопится с его уплатой. Оптовик производит аналогичную операцию с АЗС. При этом по цепочке передаются несколько экземпляров счетов-фактур, в которых должна быть выделена сумма начисленного акциза. После розничной реализации АЗС представляет все необходимые документы в налоговую инспекцию. Инспекция делает в одном из экземпляров счета-фактуры отметку об уплате акциза и возвращает экземпляр АЗС. Далее он следует обратно по цепочке, очищая от "акцизного долга" оптовика и НПЗ.
Проблема в том, что цепочка реализаторов должна иметь для этого специальные свидетельства, выдаваемые налоговыми органами. В МНС эти свидетельства называют "документом, дающим право на вычет акциза". "Чтобы его получить, необходимо быть собственником нефтебазы, нефтеперерабатывающего оборудования, оборудования АЗС, - поясняет ситуацию исполнительный директор РТС Григорий Сергеенко. - Арендаторы в таком случае могут остаться за бортом: тот, кто не сумеет получить свидетельство, будет вне рынка".
Оптовики-арендаторы, естественно, смогут покупать бензин, но им придется платить акциз сразу, полагают в РТС. И делают вывод, что в этом и есть экономический смысл закона, дающий преференции крупным нефтяным компаниям. "Многие оптовики имеют в собственности лишь "стол и компьютер", но их присутствие либерализует рынок, - полагает г-н Сергеенко. - Теперь их деятельность будет сворачиваться". Отсюда вывод: необходимо поправить закон, чтобы арендаторы имели право так же, как и собственники, получать свидетельства.
В МНС уверены, что прописанная в законе система выдачи свидетельств собственникам, которые будут выдавать представители министерства, сумеет поставить рынок топлива под необходимый контроль государства. Руководитель департамента налоговой политики МНС Татьяна Карасева сообщила, что недавно была вскрыта цепочка из 140 посредников. Перенос взимания акцизов с НПЗ на бензоколонки, по общему мнению, объективно усложняет задачу налоговиков, поэтому аргументы МНС, требующего мер по контролю рынка и ликвидации фирм-однодневок, пока уступают аргументам РТС "в пользу либерализации".
А что вы думаете об этом?