В рамках "Проекта 35" в наш прокат выходит фильм Катрин Брейи "Интимные сцены". В оригинале картина называется "Секс - это комедия". На экране действительно происходит много потешных вещей, во многом объясняющих взаимоотношения современных арт-хаусных режиссеров с окружающей действительностью.
В пятнадцать лет французская школьница Катрин Брейя посмотрела фильм Ингмара Бергмана "Причастие" и решила стать режиссером. Картина о священнике, который в глубине души не верит в Бога, предопределила не только профессиональный выбор Брейи, но и то самоощущение, с которым она будет проживать свою жизнь в искусстве.
Катрин Брейя - феминистка, которая в глубине души не верит в феминизм, и режиссер, который в глубине души не верит в кино. Как умная женщина по преимуществу (а уже потом режиссер, писатель и актриса), она не могла в конечном итоге не прийти к отрицанию того, на чем сделала себе имя. Когда зрители уже совсем привыкли, что в ее картинах главными подонками оказываются мужчины, она сняла "Узкий пролив", телевизионный фильм, показанный российской публике на последнем ММКФ. В "Проливе" герой-мужчина (точнее мальчик) вызывает сочувствие, а героиня-стерва - раздражение.
В "Интимных сценах" раздражает и смешит персонаж, которого Брейя явно писала с самой себя: женщина-режиссер, сыгранная резко постаревшей экс-Никитой Анн Парийо. Растрепанная и неопрятная Парийо весь фильм мучается сомнениями, психует на съемочной площадке, терзает артистку, неловко флиртует с артистом и в довершение всего ломает ногу, чтобы полфильма проходить с тапочком, привязанным к ступне.
Сама Брейя выглядит приблизительно так же: во время одного из приемов на Венецианском кинофестивале она появилась среди расфуфыренной публики в полосатых трениках, одна штанина которых была заправлена в носок. Отстраненность обыкновенного гения и феминистское безразличие к внешним деталям, однако, не помешали ей кокетничать с российским прокатчиком Сэмом Клебановым - опять никакой последовательности в поведении.
"Интимные сцены" для Брейи - все равно что "Интервью" для Феллини: кино о кино, профессиональная исповедь, в которой она по-женски проворно распарывает свою кинематографию по шву и демонстрирует публике, из какого сора создаются ее фирменные провокации.
Герои "Интимных сцен" снимают сложный сексуальный эпизод, в точности копирующий сцену из фильма "Толстая девочка", самой сильной и самой убийственной по силе физиологического воздействия на зрителя картины Брейи. Как известно, у самой знаменитой ее ленты, "Романса Х", в свое время возникли проблемы с выходом в прокат во Франции: на экране была показана эрекция (и не чья-нибудь, а Рокко Сиффреди). Пригласив на эпизодическую роль порноактера, Брейя довольно бегло, но недвусмысленно сообщила о том, о чем все и так давно догадывались, но помалкивали до поры до времени, - о полном стирании грани между порнографией и арт-хаусом.
Памятуя о проблемах с цензурой, в "Интимных сценах" она делает элегантный ход: подробно демонстрирует, как бутафор изготавливает для персонажа-актера искусственный член. С ним молодой человек и расхаживает по экрану, веселя окружающих и зрителей в зале.
В результате этого фокуса "Интимные сцены" не только избежали проблем с цензурой - в некоторых европейских странах они вообще получили рейтинг, позволяющий смотреть фильм детям с 14 лет.
О своей придумке Брейя рассказывает, хитро прищурив глаза: на экране и настоящий, и искусственный фаллос выглядят одинаково, но по ханжеским цензурным меркам между ними дистанция огромного размера. Провокация превращается в пародию на провокацию, а откровенный секс, на котором держится весь современный арт-хаус, - в комедию.
А что вы думаете об этом?