Первые пробные взрывы на дне моря раздались вчера утром. Полное уничтожение фрагментов носовой части займет несколько недель, сообщили "Известиям" в штабе СФ. Несмотря на то, что минерам известно точное расположение всех частей отсека, перед подрывом необходимо убедиться, что их не снесло течением. Для этого с исследовательского судна спускают необитаемые аппараты, которые после подрыва проверяют, полностью ли уничтожен фрагмент.
Уничтожить части первого отсека рекомендовала госкомиссия по расследованию обстоятельств гибели "Курска". Причина катастрофы названа, и следствию остатки АПЛ больше не нужны, поскольку не несут полезной информации. Но оставлять их на дне нельзя.
- Ведь на атомоходе секретным является все - от торпед, находившихся в первом отсеке, до акустического комплекса, - сообщил "Известиям" член госкомиссии, депутат Госдумы, вице-адмирал Валерий Дорогин. - Не стоит искушать иностранные разведки.
Действительно, чтобы получить секреты разработчиков советских подлодок, потенциальные противники шли на любые расходы.
- Например, в 1974 году американцы, затратив полмиллиарда долларов, подняли часть затонувшей в 1968 году советской дизельной лодки К-129 с глубины в пять тысяч метров, - рассказал "Известиям" контр-адмирал в отставке Георгий Костев. - Сделали они это для того, чтобы получить доступ к ракетам, торпедам и шифрам.
Кроме того, госкомиссия посчитала, что после завершения расследования необходимо открыть район гибели "Курска" для судоходства. Но на глубине в сто метров остается взрывчатое вещество боевых торпед, несущих от 280 до 380 килограммов взрывчатки.
- Современные тралы могут опускаться на глубину до 1200 метров, - сообщил "Известиям" заместитель гендиректора ЗАО "Мурманский траловый флот-2" по безопасности Николай Щербакин. - Были случаи, когда в них попадали мины и глубинные бомбы времен Второй мировой войны. Поэтому меры, принятые Северным флотом для обеспечения безопасности рыболовства, оправданны.
По словам Щербакина, в прошлом году в районе гибели "Курска" российские рыбаки не смогли добывать камбалу, которой было очень много. Из-за этого многие предприятия понесли серьезные убытки.
- Место гибели "Курска" - район интенсивного судоходства, да и секреты родины нужно охранять, - соглашается председатель питерского клуба подводников Игорь Курдин. - Но в постановлении Главной военной прокуратуры о прекращении уголовного дела среди вещдоков перечислены мелочи вплоть до болтика. Однако о фрагментах первого отсека не сказано ни слова. И я, и многие родственники погибших на "Курске" считают, что с их уничтожением следует подождать. Не исключено, что когда-нибудь дело о гибели "Курска" будет возобновлено, а улик уже не будет.
А что вы думаете об этом?