Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
«Желтый» уровень опасности из-за грозы объявлен в столичном регионе на пятницу
Мир
Жителя ЛНР приговорили к 12 годам тюрьмы за госизмену
Мир
МИД пообещал ответ на высылку шести российских дипломатов из Черногории
Мир
Финляндия не будет признавать референдумы в Донбассе
Мир
Черногория объявила шестерых российских дипломатов персонами нон грата
Мир
Посольство Италии порекомендовало согражданам покинуть Россию
Мир
Болгария отказалась поставлять Киеву тяжелое вооружение
Экономика
ЦБ продлил ограничения на переводы за рубеж нерезидентов из недружественных стран со счетов брокеров
Мир
В Донецке появились билборды с благодарностью за победу «деду» Байдену
Мир
Диверсанты попытались подорвать ЛЭП на границе Херсонской области
Политика
Путин заявил о формировании нового мироустройства и разрушении однополярной гегемонии

Характерный для меня случай антисемиотизма

Такая у нас страна, что знаковая составляющая столь же важна, как и политическая. Подернулась дымкой Москва, и Зюганов громыхнул метафорой: "Кремль во мгле"... Когда все искусства праздновали вслед за Октябрем свои пятидесятилетия, был выпущен красочный плакат "50 лет - советскому цирку". Вся интеллигенция веселилась, вычитав в нем свое. То был типичный случай антисемиотизма
0
Чего россиянам ждать от телеэфира в новом году?
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
Такая у нас страна, что знаковая составляющая столь же важна, как и политическая. Подернулась дымкой Москва, и Зюганов громыхнул метафорой: "Кремль во мгле". В новом сезоне некоторые телевизионные каналы обновили свои лейблы. Нажав на вторую кнопку, мы теперь можем видеть в правом верхнем углу слово "Россия", а рядом миниатюрный триколор. На шестой кнопке бренд остался прежним - ТВС. Изменилась, правда, графика его начертания. Она теперь не угловатая, а шарикообразная. В каждой строчке на экране только большие точки - догадайся, мол... Догадаться нетрудно. Команда Евгения Киселева, сохранив заглавные буковки ТВС, настаивает теперь на их новой расшифровке: не ТелеВизионный Спектр, как раньше, а Твой Верный Спутник. То есть подчеркивается частный характер компании и афишируются близкие приятельские отношения человека из телевизора со зрителем. РТР наоборот: ничего личного, мы - канал государственный, мы лицо страны, ее экран. У оэртэшной команды Константина Эрнста иные амбиции. Единица - это Первый. Предполагается, что они первые во всем - в количестве охваченной аудитории, в качестве своих программ. Каждый из этих лейблов - предельное обобщение претензий каналов и неусыпное, круглосуточное напоминание зрителям о них. Разумеется, зритель к ним довольно скоро привыкает. Символический смысл постепенно выветривается, и тот же зритель воспринимает их всего лишь как опознавательные приметы того или иного канала. По ним легче ориентироваться в репертуаре предлагаемых передач. Лейбл - это зарубка, чтобы ориентироваться в джунглях телеэфира. Потому всякие новшества в этом деле крайне неудобны для потребителя. Это как изменить дорожные знаки. Впрочем, невелика реформа. И не такие преобразования пережевывали и переваривали. С другой стороны, нахлынули воспоминания о былых навыках вычитывания символических смыслов. ...Меня когда-то заинтересовало, почему в одних случаях заключительный титр фильма гласит: "Конец", а в других - "Конец фильма". История вопроса такова. В пору революционных потрясений на Руси их идеологи были очень внимательны и, можно сказать, пристрастны к символической одежке новой страны, к символическим толкованиям событий, фактов, планов. Отсюда известный план монументальной пропаганды, архитектура ВДНХ, величественная скульптура рабочего и колхозницы... Уважающие себя председатели колхозов в правлении держали здоровый муляж соломенного снопа, уважающие себя директора заводов обзаводились моделями производимых ими машин, станков и прочих промышленных изделий. Редакторы газет в своих кабинетах устанавливали памятники карандашам... Все это можно считать нормальным, даже здоровым проявлением семиотизма. Но были и нездоровые эксцессы. Советская власть плюс семиотизация всей страны жутко развили у людей страсть к обобщениям и высокую культуру толкования каждого из них. Еще в довоенные годы над кинематографом был поставлен очень политически подкованный начальник. Фамилия его была Дукельский. А может, другая - неважно. Он по должности отсматривал все картины, делал авторам замечания. Одна из них не вызвала никаких нареканий (что было редкостью), но вдруг его сознание обожгло последнее слово в картине: "КОНЕЦ". - Конец чего? - спросил он расслабившегося режиссера. - Света? Советской власти? - Что вы... Как можно! Конец фильма. - Тогда так и напишите. Так и стали писать с тех пор. То был типичный случай семиотизма. Спустя много лет, когда все искусства праздновали вслед за Октябрем свои пятидесятилетия, был выпущен красочный плакат "50 лет - советскому цирку". Вся интеллигенция веселилась, вычитав в нем свое. То был уже типичный случай антисемиотизма. ...На днях смотрю по второму каналу "Однажды в Америке". Там сразу, почти с первого кадра крупным и длинным планом залитое кровью лицо, а в правом верхнем углу экрана светятся слово "Россия" и миниатюрный триколор. Я подумал, что, наверное, это мой типичный случай то ли семиотизма, то ли антисемиотизма. Но, может быть, действительно нехорошо вполне утилитарный знак нагружать идейно-политическим значением? Какие возможны последствия лично для меня? Либо первоначальный смысл слова обратится в иероглиф. Либо он войдет в мое подсознание как двадцать пятый кадр. Но тогда с ним на уровне подсознания будут ассоциироваться и все кошмары, какие я увижу на экране под сенью слова "Россия" и трехцветного флага. Куда смотрит товарищ Дукельский? А что вы думаете об этом?
Читайте также
Реклама
Комментарии
Прямой эфир