Основной источник резерва - та часть налогов от экспорта энергоносителей, которая поступает за счет превышения цены нефти над заложенным в бюджет прогнозным показателем. Как раз улучшение конъюнктуры на мировом рынке нефти и авансы в счет уплаты налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) являются главным фактором роста налоговой базы. Существующий механизм сбора НДПИ предполагает авансовое перечисление фиксированной суммы, рассчитанной с учетом средней цены мирового нефтяного рынка предшествующего периода. В случае если цена на нефть по итогам месяца оказывается более высокой по сравнению с предыдущим периодом, компании перечисляют дополнительные суммы. И наоборот.
Особой заслуги Министерства по налогам и сборам в увеличении финрезерва нет - сработал положительный конъюнктурный фактор. Было некоторое улучшение сбора налогов, а кроме того Банк России перечислил в федеральный бюджет 50% прибыли за 2001 год.
Информированный источник в Министерстве экономического развития подтвердил "Известиям", что "в июле были очень хорошие сборы по НДПИ, а кроме увеличившихся цен на нефть серьезную роль сыграл и достаточно стабильный курс рубля, от которого зависит расчет ставки НДПИ по нефти".
Александр Устинов, специалист из Экономической экспертной группы, занимающийся анализом бюджета, также считает, что свою роль сыграл НДПИ, и полагает, что "скорее всего накопленные остатки перейдут в виде резерва на следующий период".
По оценкам экспертов Центра макроэкономических исследований компании "Юникон/МС Консультационная Группа", "правительство подтвердило реальность формирования финансового резерва для безболезненного прохождения пика платежей по внешнему государственному долгу России в 2003 году".
Нынешние правовые рамки использования финрезерва не отличаются прозрачностью. Запрещается его направлять лишь на так называемые непроцентные расходы - т.е. на финансирование расходных статей бюджета. Предполагается, что финрезерв будет накапливаться для обслуживания государственного долга, в особенности на смягчение пиков платежей, первый из которых приходится на 2003 год.
Информированные источники "Известий" имеют основания считать, что накопленные сейчас средства пойдут на обслуживание долгов этого года. Это позволит "освободить" те средства, которые заложены в нынешнем "обычном" бюджете на обслуживание долга текущего года. Таким образом правительство получает возможность "финансового маневра". Последние события показывают, что правительство вполне освоило эту практику: при общем недоборе налогов идет речь о выполнении налогового задания. Так же легко может быть использован и финансовый резерв. Вернее, то, что принято им называть, - остатки по счетам Минфина.
В Министерстве финансов не комментируют механику использования финрезерва, так как считают, что им нечего добавить к уже сделанным заявлениям. Тем не менее существующая практика создания и использования финрезерва по-прежнему остается закрытой для дискуссии темой.
А что вы думаете об этом?