Сама Bombardier не собирается скупать профильные российские предприятия, ограничиваясь поставкой комплектующих местным производителям. А министерство будет поддерживать отечественных вагоностроителей, хотя большая часть нашего парка все еще составляет бывшие "гэдээровские" вагоны, которые сейчас выпускает тот же завод, принадлежащий ныне канадскому партнеру.
Испытания нового локомотива проходят сейчас на участках Москва - Ростов-на-Дону - Адлер и должны стать началом реализации контракта, подписанного МПС еще в 1997 году. Тогда предполагалось, что в Россию будет поставлено 22 комплекта нового оборудования для электровозов, изготавливаемых Новочеркасским заводом.
Контракт не был реализован, и переговоры возобновились лишь в этом году. Сейчас обсуждаются цена поставок и количество оборудования. Стороны воздерживаются от комментариев. Вскоре ожидается заключение фактически нового договора.
Генеральный директор российского представительства транспортного подразделения Bombardier Кристиан Мюллер подчеркивает, что "за последние три месяца отношения с МПС улучшились самым радикальным образом". "По сути, мы сформировали с МПС стратегическое партнерство", - говорит он.
Новое партнерство означает и смену приоритетов МПС. Дело в том, что канадская компания приобрела в 1997-1998 гг. акционерное общество "Дойче Вагонбау" - владельца Лейпцигского вагоностроительного завода, предприятия которого поставляли СССР знаменитые "гэдээровские" вагоны (они и сегодня составляют 70% нашего пассажирского парка).
В МПС "Известиям" сказали, что разговоры о смене приоритетов в пользу локомотивного парка не совсем верны: "Речь идет о том, что отрасли в условиях секвестирования ее инвестиционной программы приходится ужиматься, и в первую очередь деньги должны направляться на безопасность".
Представители министерства признают дефицит пассажирских вагонов дальнего следования и электричек. МПС, по их словам, готово покупать продукцию российских - Демиховского и Тверского -заводов. И в этом году Тверской вагоноремонтный завод впервые за многие годы заключил прямой договор с МПС о поставке 407 пассажирских вагонов дальнего следования (всего завод собирался реализовать 500 вагонов, при этом не менее 140 - на экспорт). Будет ли увеличено в связи с этими планами производство или уменьшены поставки МПС - неизвестно: менее месяца назад на заводе сменился генеральный директор, и, по словам представителя пресс-службы завода Евгения Малышева, договор с МПС так и остался неподписанным. Новое руководство знакомится с делами.
Если вспомнить неоднократные заявления министра путей сообщения Геннадия Фадеева, что российское транспортное машиностроение не готово обеспечить потребности железнодорожников, логичным кажется продолжение сотрудничества МПС с Bombardier и в области вагоностроения. Ставка на локомотивы может объясняться либо дороговизной продукции Bombardier, либо неуверенностью в будущем, обусловленной урезанием инвестиционной программы МПС.
Косвенно в МПС подтверждают обе версии, однако главный упор делают на то, что за счет повышения оборота вагонов могут существенно уменьшить потребность в расширении парка. Увеличив за счет новой техники скорость и уменьшив простои при смене локомотива, можно существенно сократить время оборота. А совместное производство удешевляет продукцию при том же качестве.
"Известия" прямо спросили представителя Bombardier, насколько далеко идут их производственные планы в России. "Мы не собираемся покупать промышленные предприятия в России", - ответил г-н Мюллер. - Стратегия нашей компании предполагает поставку и установку электрооборудования на российские локомотивы. "Вагонный" бизнес Bombardier в России ограничивается участием в капитале компании "Октябрьский", которая занимается восстановлением и обновлением вагонного парка (ей принадлежит до 25% акций). Так что скорее всего МПС будет действовать по следующему сценарию: переводить вагонный парк на российскую основу и сотрудничать с Bombardier в локомотивостроении.
А что вы думаете об этом?