Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Орбан допустил потерю Рютте своего поста после угроз России
Общество
Россияне прислали свыше 1,2 млн вопросов на прямую линию с Путиным
Общество
Кадыров пообещал сделать всё для предотвращения атак дронов ВСУ
Армия
Силы ПВО за четыре часа сбили 56 украинских беспилотников над регионами России
Общество
МВД предупредило о схеме мошенничества под видом проверки качества воды
Спорт
Генассамблея FIDE отложила вопрос допуска российских шахматистов до соревнований
Мир
Зеленский заявил об отсутствии желания держаться за кресло президента Украины
Спорт
Журналист сообщил о желании наследного принца Саудовской Аравии купить «Барселону»
Политика
Кадыров заявил о готовности идти на выборы главы Чечни в 2026 году
Происшествия
Мирный житель села в Брянской области погиб в результате атаки дрона ВСУ
Общество
В ГД предложили разрешить слежку за экс-заключенными с помощью камер
Мир
Стармера призвали удалить вышедшее после теракта в Сиднее поздравление с Ханукой
Мир
Полиция задержала подозреваемого в стрельбе в Брауновском университете
Мир
СМИ раскрыли личность обезвредившего нападавшего в Сиднее мужчины
Происшествия
Пятилетняя девочка пострадала при атаке украинского БПЛА в Белгородской области
Происшествия
Группа из 13 снегоходчиков пропала в Пермском крае
Спорт
Сборная «Россия 25» выиграла Кубок Первого канала

Русские голоса над Атлантикой

В переполненном зале Дворца фестивалей испанского города Сантандер публика восторженно приветствовала звезд московской "Геликон-оперы". А я еще раз смог убедиться: не обделенная талантами Россия и сейчас живет по сомнительной формуле: "Нет пророка в своем Отечестве"
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл
Вблизи Сантандер оказался крупным промышленным центром, где есть университет, морская школа, один памятник королю, один - журналисту и два - рыбакам, что говорит о специализации этого города на берегу Атлантического океана. А еще это край музыки: 51 год назад энтузиасты основали здесь фестиваль под девизом "Выведем культуру на улицы!". Концерты шли на Пласа Портикада, и весь август толпы внимали музыке - от религиозной до светской, от хоровой до симфонической, от инструментальной до фольклорной. В 90-м там прошел последний концерт оркестра "Камара Норуэга" под управлением Мстислава Ростроповича, и эстафету принял новопостроенный Дворец фестивалей. Этот грандиозный рогатый куб на берегу напоминает одновременно парижский Центр Помпиду с его индустриальным стилем и египетскую гробницу, куда можно замуровать и Аиду, и Радамеса, и еще несколько тысяч зрителей, которые просто не найдут оттуда выхода - так он велик. С появлением дворца фестиваль смог позволить себе собственные крупные оперные проекты. Один из них и был предъявлен в эти дни - "Андре Шенье" Умберто Джордано, который поставлен специально к случаю совместно с оперой Ниццы. Пели тенор Альберто Купидо, баритон Хуан Понс, сопрано Джованна Касолла; сразу в двух партиях выступила Ольга Александрова, знакомая зрителям Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Спектакль пышный и дорогой, цена на билеты доходила до 132 евро. В рамках оперной программы фестиваля приехал и "Геликон". Его приглашают сюда уже второй год подряд. В 2001-м он привозил русский репертуар - "Евгения Онегина" Чайковского и "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича. На этот раз привез репертуар западный. Трудно придумать два вечера более контрастных: полные шлягерных мелодий "Сказки Гофмана" Оффенбаха и "Лулу" Берга, где мелодики как таковой нет вообще - это первая постановка в России атональной музыки. До сих пор мне казалось: зачем ехать в Тулу со своим самоваром, не благородней ли просвещать аборигенов насчет русских шедевров? Потолкавшись в толпе взбудораженных испанцев, я понял, что это как раз и есть важнейший момент включения русского музыкального театра в мировой оперный процесс. Театр, как и кино, как и музыка, становятся делом наднациональным, российские оперные певцы составляют очень заметную часть нашего "культурного экспорта" и блистают в труппах Вены, Парижа, Милана, Торонто, Берлина, Нью-Йорка. То, что из Москвы в Испанию прибыла не дежурная загадка русской души, а вполне дееспособный коллектив, предлагающий свое прочтение сложнейшего мирового репертуара, означает, что мы здесь в качестве мастеров, а не экзотики на сладкое. В трехтысячный зал дворца билеты на "Геликон" распроданы. "Сказки Гофмана" прошли на хорошем нерве и с бурным зрительским откликом. Марина Андреева в партии Олимпии и Лариса Костюк - Никлаус пользовались особенным успехом. Бурную овацию сорвали Владимир Понькин, который с нового сезона займет пост главного дирижера "Геликон-оперы", и режиссер Дмитрий Бертман, создатель театра и его мотор. Для меня лично стали открытием возможности "Геликона" в принципе. Московская публика знает его как театр камерный в буквальном переводе этого слова - комнатный. Режиссер и сценографы ухитряются разместить на сцене глубиной в два метра и Древний Египет, и пушкинский Петербург, и шекспировские страсти; публика дышит в спину дирижера. Наши критики уже привыкли язвить насчет того, будут ли слышны геликоновы звезды на просторах больших сцен. Свидетельствую: в здешнем трехтысячном зале маленький театр слышен лучше Большого. Ощущение, словно певчую птицу из клетки выпустили в полет - театр развернулся, раскрылся, стал масштабен и зрелищен, возникла новая образность - то, что казалось мозаикой, теперь видится в целом, и это впечатляет. Диковинную музыку "Лулу", как всегда, слушали с настороженным интересом. Стильный спектакль полон парадоксальных режиссерских находок, исторгающих у публики изумленно-испуганное "ах!", артисты поют в оригинале - на немецком: общаемся с серьезным европейским театром. "Номеров" в привычном смысле нет - аплодировать негде, зал молчит, слушает. После первого акта аплодисменты необычные: уважительные, как бы снизу вверх. Так аплодируют студенты профессору, блеснувшему перед ними лекцией, которую еще предстоит понять до конца. В финале реакция бурная и благодарная. Татьяна Куинджи (Лулу) - в центре общего внимания. Швейцарский импресарио Доминик Вернер, работавший со многими крупными звездами и труппами мира, сказал мне, что считает "Геликон" единственной в России оперной труппой, которая вполне конвертируема к западным сценам, - она располагает отличными голосами, оркестром и хором, а главное - актуальными режиссерскими прочтениями, оригинальными и неожиданными. Директор фестиваля Хосе Луис Осехо в интервью "Известиям" назвал Дмитрия Бертмана одним из самых заметных художников на современной оперной сцене - "поэтому мы считаем необходимым его присутствие на нашем фестивале. В Сантандере оперные спектакли появились только десять лет назад, здесь еще нет глубоких традиций. Тем важнее эти приезды "Геликона", потому что именно режиссура Дмитрия Бертмана воплощает в себе современное видение оперы как вида искусства. Я приезжал в Москву в 2001-м смотреть "Леди Макбет..." и был совершенно сражен уровнем театра. "Лулу" мы включили в программу фестиваля еще до ее московской премьеры, заочно - уже абсолютно верили в успех этой оперной компании". Около сорока процентов публики фестиваля составляют любители музыки из Мадрида, Барселоны и соседней с Калабрией Страны Басков, причем, как утверждает синьор Осехо, люди приехали не за солнцем, а именно на старейший в Испании музыкальный праздник. Много представителей крупнейших газет - испанских и международных. Идут радио- и телерепортажи. Теперь в Сантандере ждут новую русскую труппу - балет Бориса Эйфмана с "Русским Гамлетом" и "Пиноккио". Приедет Владимир Ашкинази с оркестром Чешской филармонии. Увы, отменен концерт Елены Образцовой - примадонна сообщила, что болеет. Дирекция только развела руками: с русскими всегда жди сюрпризов. Хотели просить "Геликон" дать еще одного "Гофмана" - да уж поздно: театру пора в Каталонию, где в старинном поселке Переладе, близ Фигейреса, идет еще один фестиваль. О нем - в следующем репортаже. А что вы думаете об этом?
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир