Вблизи Сантандер оказался крупным промышленным центром, где есть университет, морская школа, один памятник королю, один - журналисту и два - рыбакам, что говорит о специализации этого города на берегу Атлантического океана. А еще это край музыки: 51 год назад энтузиасты основали здесь фестиваль под девизом "Выведем культуру на улицы!". Концерты шли на Пласа Портикада, и весь август толпы внимали музыке - от религиозной до светской, от хоровой до симфонической, от инструментальной до фольклорной. В 90-м там прошел последний концерт оркестра "Камара Норуэга" под управлением Мстислава Ростроповича, и эстафету принял новопостроенный Дворец фестивалей. Этот грандиозный рогатый куб на берегу напоминает одновременно парижский Центр Помпиду с его индустриальным стилем и египетскую гробницу, куда можно замуровать и Аиду, и Радамеса, и еще несколько тысяч зрителей, которые просто не найдут оттуда выхода - так он велик.
С появлением дворца фестиваль смог позволить себе собственные крупные оперные проекты. Один из них и был предъявлен в эти дни - "Андре Шенье" Умберто Джордано, который поставлен специально к случаю совместно с оперой Ниццы. Пели тенор Альберто Купидо, баритон Хуан Понс, сопрано Джованна Касолла; сразу в двух партиях выступила Ольга Александрова, знакомая зрителям Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Спектакль пышный и дорогой, цена на билеты доходила до 132 евро.
В рамках оперной программы фестиваля приехал и "Геликон". Его приглашают сюда уже второй год подряд. В 2001-м он привозил русский репертуар - "Евгения Онегина" Чайковского и "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича. На этот раз привез репертуар западный. Трудно придумать два вечера более контрастных: полные шлягерных мелодий "Сказки Гофмана" Оффенбаха и "Лулу" Берга, где мелодики как таковой нет вообще - это первая постановка в России атональной музыки. До сих пор мне казалось: зачем ехать в Тулу со своим самоваром, не благородней ли просвещать аборигенов насчет русских шедевров? Потолкавшись в толпе взбудораженных испанцев, я понял, что это как раз и есть важнейший момент включения русского музыкального театра в мировой оперный процесс. Театр, как и кино, как и музыка, становятся делом наднациональным, российские оперные певцы составляют очень заметную часть нашего "культурного экспорта" и блистают в труппах Вены, Парижа, Милана, Торонто, Берлина, Нью-Йорка. То, что из Москвы в Испанию прибыла не дежурная загадка русской души, а вполне дееспособный коллектив, предлагающий свое прочтение сложнейшего мирового репертуара, означает, что мы здесь в качестве мастеров, а не экзотики на сладкое. В трехтысячный зал дворца билеты на "Геликон" распроданы.
"Сказки Гофмана" прошли на хорошем нерве и с бурным зрительским откликом. Марина Андреева в партии Олимпии и Лариса Костюк - Никлаус пользовались особенным успехом. Бурную овацию сорвали Владимир Понькин, который с нового сезона займет пост главного дирижера "Геликон-оперы", и режиссер Дмитрий Бертман, создатель театра и его мотор. Для меня лично стали открытием возможности "Геликона" в принципе. Московская публика знает его как театр камерный в буквальном переводе этого слова - комнатный. Режиссер и сценографы ухитряются разместить на сцене глубиной в два метра и Древний Египет, и пушкинский Петербург, и шекспировские страсти; публика дышит в спину дирижера. Наши критики уже привыкли язвить насчет того, будут ли слышны геликоновы звезды на просторах больших сцен. Свидетельствую: в здешнем трехтысячном зале маленький театр слышен лучше Большого. Ощущение, словно певчую птицу из клетки выпустили в полет - театр развернулся, раскрылся, стал масштабен и зрелищен, возникла новая образность - то, что казалось мозаикой, теперь видится в целом, и это впечатляет.
Диковинную музыку "Лулу", как всегда, слушали с настороженным интересом. Стильный спектакль полон парадоксальных режиссерских находок, исторгающих у публики изумленно-испуганное "ах!", артисты поют в оригинале - на немецком: общаемся с серьезным европейским театром. "Номеров" в привычном смысле нет - аплодировать негде, зал молчит, слушает. После первого акта аплодисменты необычные: уважительные, как бы снизу вверх. Так аплодируют студенты профессору, блеснувшему перед ними лекцией, которую еще предстоит понять до конца. В финале реакция бурная и благодарная. Татьяна Куинджи (Лулу) - в центре общего внимания.
Швейцарский импресарио Доминик Вернер, работавший со многими крупными звездами и труппами мира, сказал мне, что считает "Геликон" единственной в России оперной труппой, которая вполне конвертируема к западным сценам, - она располагает отличными голосами, оркестром и хором, а главное - актуальными режиссерскими прочтениями, оригинальными и неожиданными. Директор фестиваля Хосе Луис Осехо в интервью "Известиям" назвал Дмитрия Бертмана одним из самых заметных художников на современной оперной сцене - "поэтому мы считаем необходимым его присутствие на нашем фестивале. В Сантандере оперные спектакли появились только десять лет назад, здесь еще нет глубоких традиций. Тем важнее эти приезды "Геликона", потому что именно режиссура Дмитрия Бертмана воплощает в себе современное видение оперы как вида искусства. Я приезжал в Москву в 2001-м смотреть "Леди Макбет..." и был совершенно сражен уровнем театра. "Лулу" мы включили в программу фестиваля еще до ее московской премьеры, заочно - уже абсолютно верили в успех этой оперной компании". Около сорока процентов публики фестиваля составляют любители музыки из Мадрида, Барселоны и соседней с Калабрией Страны Басков, причем, как утверждает синьор Осехо, люди приехали не за солнцем, а именно на старейший в Испании музыкальный праздник. Много представителей крупнейших газет - испанских и международных. Идут радио- и телерепортажи.
Теперь в Сантандере ждут новую русскую труппу - балет Бориса Эйфмана с "Русским Гамлетом" и "Пиноккио". Приедет Владимир Ашкинази с оркестром Чешской филармонии. Увы, отменен концерт Елены Образцовой - примадонна сообщила, что болеет. Дирекция только развела руками: с русскими всегда жди сюрпризов. Хотели просить "Геликон" дать еще одного "Гофмана" - да уж поздно: театру пора в Каталонию, где в старинном поселке Переладе, близ Фигейреса, идет еще один фестиваль. О нем - в следующем репортаже.
А что вы думаете об этом?