Лицедеи-лицеисты играли по очереди с артистками из московского театра пародии и эксцентрики "Бим-Бом". Более эклектичного представления в Москве еще не было. Ироничные, парадоксальные сюжеты, подсмотренные будущими клоунами в жизни и в кино, чередовались с прямолинейными выпадами в адрес отечественной эстрады. Темы номеров зачастую пересекались, но трактовались совершенно по-разному. Лидировала апология женского самоутверждения.
Лихие бим-бомовки Юлия Герасимова, Тамара Устинова и Ирина Фокина неистово пародировали эстрадных див - от Аллы Пугачевой до Алены Апиной. "Хорошие девчата, веселые подруги" мгновенно превращались в "Баб-стерв". Темпераментные артистки пели и плясали как заведенные (один раз даже в ластах). Смачно и грубовато шутили, меняли парики и костюмы, клеили на лица нелепые носы и уши и даже надевали противогаз (пародия на песню Земфиры "Я задыхаюсь"). Но, глядя на них, часто думалось: "Эту бы энергию, да в мирных целях". Три эксцентричные грации "Бим-Бома" перепевали популярные хиты с явным удовольствием. И никак не могли скрыть, что и им не дают покоя лавры эстрадных звезд.
А у клоунесс из "Лицедей-лицея" даже этюд про женскую баню смотрелся весьма элегантно. Школа клоунады - собрание очаровательных нелепостей, выросших из вполне обыкновенных людских качеств. Вот, например, вполне естественное девичье желание всем нравиться. Лицеистки представили несколько вариантов темы. Вообразили себя Джулией Робертс из "Красотки" (конечно же под ликующую "Very woman"). Устроили шутовской стриптиз, на все лады демонстрируя белье "Прощай, молодость". И даже вывели на сцену целое семейство клонов "синих чулков" (только в лицедейском варианте они стали красными). Пять девочек в толстенных очках и с кукишами волос на макушке двигались и мимировали то как единое существо, то распадаясь на индивидуумы. Ритм и форма миниатюры выстроены безукоризненно.
Мужской состав курса увлекся спортом. Боксерский матч, достойный мультяшных обитателей "Секции мягких игрушек"; поэтичный полет парашютистов, распластавшихся на полу; игра насоса и шины (а может, резинового матраца)... Этюд с надуванием-раздуванием за три минуты перебрал все оттенки взаимоотношений - от бунта до покорного подчинения. Закончили просто - проткнули резинового иглой - "вот, собственно, и все." Но через миг на сцену вываливал развязный "Бим-Бом", и время до следующего пилотажа лицедей-лицейской клоунады приходилось коротать под разудалую "Мадам Брошкину". Ощущение было такое, будто поверх акварели понаклеили картинок из глянцевой рекламы. Но у организаторов фестиваля свои правила, в том числе и коммерческие. Концертный зал ЦДХ был переполнен, а большего, вероятно, не надо.
Павел МАНСУРОВ, педагог студии "Лицедей-лицей":
Это уже второй курс, набранный при театре "Лицедеи". Первый выпустился два года назад - почти всех взяли в труппу. Ребята, выступавшие сегодня, отучились всего год. Все сценки студенты придумывают сами. Из самостоятельных работ отбираются лучшие, тщательно отделываются, обкатываются на публике. "Лицедей-лицей" - уникальное учебное заведение, театральной клоунаде больше нигде не учат. Ребята проходят полную программу театральных вузов, получают диплом Петербургской театральной академии, мастерство клоунады им преподают старшие лицедеи: Анвар Либабов, Роберт Городецкий и другие. Конкурс при поступлении очень большой. Как угадать в абитуриенте будущего клоуна? Один мой друг как-то посоветовал просто смотреть в глаза - по глазам сразу все видно.
А что вы думаете об этом?