Может быть, это и делается в интересах горожан - "такие-сякие" частники, как правило, неохотно сажают в свой не всегда чистый и исправный автобус льготников, но очевидно, что, ставя извоз под контроль, город убивает как минимум двух "зайцев": с его непосредственным участием и под присмотром происходит передел рынка.
Частники появились на улицах Оренбурга пять лет назад, причем по своей инициативе. Город, который не справлялся с пассажирским потоком из-за убыточности перевозок и отсутствия денег на постоянное обновление автобусно-троллейбусного парка, был этому несказанно рад. Ни о каком надзоре со стороны администрации речь тогда не шла - с частников просто потребовали платить налоги с прибыли. Частники на своих автобусах выехали на городские улицы, "накатали" новые маршруты, люди перестали часами мучиться на остановках, а в горбюджете появились пусть небольшие, но дополнительные средства. Убыточный во всех цивилизованных странах пассажирский извоз в России оказался неожиданно прибыльным делом.
Однако деньги, которые собирали частные предприниматели на перевозках, трудно было учесть, обложить данью и по максимуму забрать в бюджет города. При этом частники отказывались возить льготников. Городские чиновники были уверены, что, откажись и общественный транспорт возить льготников, он тут же станет рентабельным. По оренбургской статистике из почти 600 тысяч его жителей 237 тысяч пользуются льготным проездом (100 тысяч пенсионеров, остальные "федералы").
В 2001 году центр впервые за последние годы пусть в половинном объеме, но погасил свою задолженность за провоз в городском транспорте милиционеров, военных, таможенников и других. Сумма компенсации получилась внушительная - называют 200 миллионов рублей в год. И тогда город решил поступить просто - прибрать весь транспорт к муниципальным рукам. Только не прямо, а опосредованно. 29 мая 2002 года был объявлен заранее проигрышный для частных предпринимателей конкурс.
Теперь чиновники и частники встречаются в судах и спорят. В том числе и о том, кому принадлежат городские маршруты - собственность это города и за нее извозчики должны платить или, наоборот, город должен доплачивать частникам за то, что они исполняют муниципальный заказ.
Заинтересованность оренбургской администрации очевидна - в числе потенциальных победителей конкурса (а ими вряд ли будут частные предприниматели, даже если их автобус окажется трижды идеальным) - крупные предприятия, например, ООО "Оренбургавтотранс", 30 процентов акций которого находится в собственности у города.
- Есть несколько предприятий, которые готовы обслуживать пассажирские перевозки, - сказал "Известиям" начальник транспортного управления горадминистрации Павел Филин. - Нам проще иметь дело с несколькими десятками перевозчиков, чем с пятью сотнями.
Всего в Оренбурге работает 600 частных автобусов, 480 из них объединились в некоммерческое партнерство "Пассажирский альтернативный транспорт"
- Мы обращались не только в местные суды, но и в Министерство по антимонопольной политике, - рассказала "Известиям" директор партнерства Елена Андрющенко. - Там ответили, что ограничивать перевозку пассажиров могут только стихийные бедствия. Ограничение же количества маршрутов через выдачу разрешений или закрепление маршрутов через договоры или конкурсы считается нарушением российских законов.
По этому пути цивилизованного "передела" идет не только Оренбург. Подобные проблемы есть и в других городах, например, Саратове и Красноярске. Стадия развития ситуации везде разная, но схема одна.
Как сообщили корреспонденту "Известий" Леониду Новикову в отделе транспорта и связи городской администрации Владимира, частники на немецких автобусах, пазиках и "газелях" сейчас перевозят до 60 процентов пассажиров. Чиновники не покривили душой и признали, что только благодаря частникам владимирцы и узнали, что такое городской автобус. Но уже и они понимают, что от конкурентов неплохо бы как-то себя оградить, ведь от выравнивания цен страдает троллейбусное управление, потерявшее значительную часть пассажиров. По словам начальника отдела Александра Зиновьева, некоторые городские маршруты для частных перевозчиков (длиной до 25 км) были явно надуманными. И сейчас в отделе размышляют: не вернуться ли к тому, чтобы на каждом маршруте был свой хозяин с четким графиком движения.
А что вы думаете об этом?