Раньше "Уолласа и Громита" (как сборник лучших мультфильмов студии Aardman classics) в Москве можно было купить только в пиратской версии - или украсть в видеосекции библиотеки Британского совета.
Студия возникла в семидесятых и с самого начала принципиально напирала на пластилиновую анимацию - того же направления она придерживается и теперь, исподволь ведя партизанскую войну против рисованных по одинаковым лекалам человечков из Голливуда.
В начале 80-х на Aardman был сделан знаменитый клип Питера Гэбриела про пластилиновый молоток, а в 1989 году режиссер Ник Парк, получив поддержку создателя студии Питера Лорда, приступил к съемкам своего первого фильма. В "Земных благах", впоследствии удостоенных "Оскара", обитатели зоопарка - от ягуара до белого медведя - давали интервью о своей жизни в неволе. В том же году Парк начал работать над другой короткометражкой, героями которой должны были стать немолодой уже человек по имени Уоллас и его собачка Громит, всепрощающая и трогательно преданная своему простоватому владельцу.
Пес и хозяин живут в собственном доме, который, как и полагается английскому дому, одновременно является маленькой крепостью: весь быт механизирован, тосты жарятся при помощи механических устройств, так же готовится кофе, подается газета, тапочки и овсянка - фильмы полны забавными деталями, приборами и предметами, рассматривая которые, получаешь отдельное удовольствие. Все приключения начинаются только по выходе из убежища, все злодеи вторгаются извне.
Каждая из трех серий про Уолласа и Громита обыгрывает жанровые каноны, ни в коей мере при этом не являясь пародией. Первый фильм "Пикник на Луне" - это космическая одиссея, второй "Неправильные штаны" - триллер, стилизация под Хичкока, третий "Стрижка под ноль" - криминальная мелодрама, едва ли не "яппи в опасности".
Опираясь на традиции "Монти Пайтона" и "Сказок Матушки-Гусыни", Парк напустил в свои мультики настоящего саспенса, который все с большим трудом дается режиссерам фильмов художественных, а также жутковатого абсурда в чисто английском духе: по объявлению о сдаче квартиры приходит зловещий пингвин с чемоданчиком - и все воспринимают это как должное (в другом фильме студии Aardman, в "Театре теней", лающая под дверью собака вдруг неожиданно обращается к героям с вопросом "Изоленту приобрести не желаете?" - герои опять-таки совершенно не удивляются).
В этом году первому мультфильму про Уолласа и Громита исполняется десять лет, четвертого придется ждать как минимум еще года два: Парк только приступил к работе над сценарием - остается пересматривать старые. По крайней мере с выходом фильмов на видео можно больше не переживать за видеотдел библиотеки Британского совета.
А что вы думаете об этом?