Иркутский театр пантомимы под руководством Валерия Шевченко показывал лирические миниатюры с грустинкой и философией. Казанский "Унисон" смешил публику музыкальной буффонадой. То есть концерт сложился по принципу контраста. Но и в той, и в другой мозаике номеров угадывались на удивление похожие истории. И там, и там все закручивалось вокруг "маленького человечка", несчастного клоуна, точно знающего свое место и появляющегося на сцене строго по расписанию. Герой Валерия Шевченко - непризнанный поэт и художник. Персонаж Ирека Ибатуллина - забавный недотепа, вечно попадающий впросак.
Все, кто вокруг, конечно же, всегда удачливее и главнее. До такой степени, что даже могут не показываться публике. Достаточно грубого окрика на фонограмме: "Ты мусор вынес, шут гороховый?" - и конец всем играм-мечтаниям. Но, судя по всему, "гороховое шутовство" - не главное намерение мима Шевченко. Почитая традиции Марселя Марсо, актер стремится к метафизическому молчанию. Миниатюры точны и лаконичны - пластическая болтовня пресекается неумолимо. Его герою очень страшно жить на свете - все валится из рук, ничего не складывается и не сбывается. К тому же снятся кошмарные сны - пошел ловить бабочек, а сачок прилип к лицу, и сам ловец превратился в чудовищное насекомое. Верховодить над печальным мечтателем умудряются даже куклы. Манекен приглашает его на вальс и подчиняет танец своим правилам (хотя начиналось свидание почти как в феллиниевском "Казанове").
А у друзей-товарищей, тем временем, все идет как по маслу. Артисты балета репетируют сложный дуэт, одновременно болтая по телефону. Звонки, конечно же, раздаются во время самых замысловатых движений (актеры Олеся Гмыря и Василий Ломбарди). Веселая лохматая толстушка не теряет оптимизма даже попав в плен - тесная клетка волей фантазии клоунессы Людмилы Байкаловой превращается в турникет. Нескладная героиня Надежды Кох, будто сбежавшая из книг Астрид Линдгрен, тоже умеет радоваться всякой малости - разноцветные пакеты в ее руках превращаются в пышный цветок.
У смешного клоуна из "Унисона" тоже есть повод завидовать коллегам. Музыкальные эксцентрики столько всего напридумали - чего стоит один только марш в марсианских скафандрах. К шлемам, спинам и коленкам прикручена уйма металлолома. И все эти тарелочки, мисочки, колпачки и трубочки вступают в такт вовремя, а музыканты-трансформеры Тимур Ибатуллин и Евгений Лейдер умудряются еще играть на гитаре и саксофоне.
Но главный герой, похоже, не обращает никакого внимания на окружающие безобразия. Он пытается сфотографировать порыв вдохновения партнерши-пианистки (Елена Марьяхина). Номер казанцев "Лунная соната" частенько крутят по центральным телеканалам. Сцена, между тем, подкидывает свои сюрпризики. В разгар миниатюры у рояля возник настоящий оператор и навел камеру на объектив горе-фотографа. Восторгу публики не было предела. А в финале выступлений "Унисона" на партер сыпался густой карамельный дождь.
Валерий ШЕВЧЕНКО, мим, режиссер:
- У нас смешанный коллектив, актеры живут в разных городах - Иркутске, Новосибирске, Москве. Я преподаю на кафедре пантомимы Ильи Рутберга в Академии повышения квалификации работников культуры - там мы все и познакомились. Собираться вместе удается не часто, как правило, выступаем на фестивалях - приезжаем за несколько дней до начала, репетируем, ставим новые номера, вспоминаем старое. А театр, которым я руковожу в Иркутске, сейчас готовит фестиваль "Мимолет" - единственный фестиваль пантомимы в России, он состоится в сентябре.
А что вы думаете об этом?