Сразу две влиятельные американские газеты - "Вашингтон Пост" и "Нью-Йорк Таймс" - сообщили в субботу о планах Москвы активизировать сотрудничество с Тегераном. Причем особое внимание в их материалах уделено вовсе не российско-иранской кооперации в военно-технической сфере, а развитию контактов между Москвой и Тегераном в ядерной области.
"Шесть проектов Москвы и Тегерана в ядерной области!" - примерно так звучит основная мысль статей. Речь идет о завершении строительства первого энергоблока на 1000 МВт АЭС на площадке "Бушер", что на юго-востоке страны, и о возможном создании еще пяти аналогичных энергоблоков - трех там же, в Бушере, и трех в Ахвазе.
Собственно, первый блок Бушерской АЭС должен быть сдан в эксплуатацию уже в конце 2003-го - начале 2004 года. А вот по остальным блокам не заключено еще и соглашений - по утверждению официального представителя Минатома Николая Шингарева, "необходимо построить первый блок, и только потом иранцы готовы вести переговоры о строительстве остальных". Причем наряду с российской стороной на участие в этих проектах претендуют и другие государства.
Тогда откуда же беспокойство Вашингтона? Всплеск комментариев вызвало появление на сайте правительства РФ проекта долгосрочной программы развития торговли, экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества между РФ и Ираном на период до 2012 года. Именно в этом документе строительство "Бушер-2-Бушер-4" и "Ахваз-1 и 2" названы в числе направлений сотрудничества двух стран в атомной сфере.
Однако разговор о возможном участии России в их создании идет уже не первый год. И не первый год Белый дом крайне раздраженно реагирует на попытки Москвы и Тегерана наладить и расширить кооперацию в сфере атомной энергетики. Вот и на этот раз материалы о проекте российской правительственной программы две ведущие газеты США подали под специфическим соусом - напомнив читателям, что Иран введен президентом Джорджем Бушем в так называемую "ось зла", на которую Соединенные Штаты "нанизывают" государства, поддерживающие терроризм.
Намек на возможную утечку в Иран ядерных технологий, пригодных для военных целей, очевиден. Однако российские представители на разных уровнях неоднократно подчеркивали - сотрудничество двух стран в области ядерной энергетики, осуществляемое под контролем МАГАТЭ, такой угрозы не представляет. В Иран будут поставляться легководные реакторы ВВЭР-1000, на которых практически невозможно произвести достаточно плутония для создания ядерного оружия. Кроме того, Тегеран не располагает возможностями по разделению отработанного топлива и плутония.
Дело в другом - выход российских атомщиков на иранский рынок не просто "отжал" бы от проекта их заокеанских конкурентов, но и существенно упрочил бы позиции энергомашиностроителей РФ. Речь идет не только о 800 миллионах долларов за строящийся энергоблок, но и об аналогичных суммах по каждому следующему комплексу. Так что озабоченность американцев имеет чисто коммерческую базу.
- Наши опасения относительно российского участия в строительстве ядерного реактора в Бушере хорошо известны, - заявил в интервью "Нью-Йорк Таймс" пресс-секретарь Национального совета безопасности США Шон Маккормэк. - Мы неоднократно делились своими сомнениями публично, а также в о время личных встреч президентов наших государств. Мы и впредь желаем сотрудничать с Россией по проблеме нераспространения ядерных технологий.
Вопрос об иранских реакторах будет обсуждаться и на этой неделе - в Москву приезжает министр энергетики США Спенсер Абрахам. Особую пикантность дискуссии придаст тема предстоящего визита Владимира Путина в Иран - как сообщалось, его сроки согласовываются.
А что вы думаете об этом?