Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Спорт
Тетерин победил Манжуева в бою турнира «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Телевидение и медведь

Что общего между телевидением и медведем? Оба строго сезонно - первое летом, второй зимой - впадают в спячку. В чем разница между медведем и телевидением? В том, что зверь в отсутствие пищи сам сосет лапу, а телевидение заставляет сосать лапу зрителя. Того зрителя, разумеется, который привык воспринимать телевидение не как кинобудку, доставляющую на дом кино и "Новости дня", а как производящую структуру с куда более широким ассортиментом "товаров" и "услуг"
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл
А зритель сосет лапу Что общего между телевидением и медведем? Оба строго сезонно - первое летом, второй зимой - впадают в спячку. В чем разница между медведем и телевидением? В том, что зверь в отсутствие пищи сам сосет лапу, а телевидение заставляет сосать лапу зрителя. Того зрителя, разумеется, который привык воспринимать телевидение не как кинобудку, доставляющую на дом кино и "Новости дня", а как производящую структуру с куда более широким ассортиментом "товаров" и "услуг". А во время традиционной летней спячки телевидение превращается именно в кинобудку - сериалы (наши и зарубежные) сыплются как из рога изобилия, причем редко кто запускает в эту пору что-то новенькое. Все каналы повторяют друг за другом то, что уже раньше побывало в эфире: "Улицы разбитых фонарей" (по две серии за день - НТВ); "Самозванцев" (ОРТ), "Дальнобойщиков" (Ren-ТВ) и т.д. Вот и кажется, что смотришь сплошной "сеанс повторного сериала", а в лучшем случае - повторного фильма. Впрочем, иногда летняя сетка верстается не без специфического юмора. А точнее - не без "Иронии судьбы, или С легким паром". Зрителю, случайно наткнувшемуся жарким воскресным вечером на сугубо зимний фильм в эфире НТВ, наверное, могло почудиться, что от нечеловеческой жары у него помутилось в голове: вроде не Новый год на дворе, а на экране, в зимнем антураже, пытаясь согреться, носится-подпрыгивает незадачливый герой Андрея Мягкова. Справедливости ради замечу, что НТВ, в отличие от коллег, все же побаловало обделенного на события и премьеры летнего зрителя свежим "продуктом", запустив восьмисерийный фильм "Под крышами большого города", показ которого завершился на минувшей неделе. А неплохо, скажу я вам. Ни тебе разборок, ни распальцованных новых русских, ни трупов, ни бандитов, ни проституток. Просто жизнь современной и в целом благополучной семьи с похожими в общем-то для большинства благополучных семей проблемами - маленькими бедками маленьких деток, большими бедками деток взрослых. С любовью, ревностью, бытовыми неурядицами. С налетом некоторой благостной сказочности, неизбежной для мелодрамы, но искупаемой замечательной, "настоящей", что называется, актерской работой Екатерины Васильевой, Олега Басилашвили и ряда других артистов, занятых в сериале. Во множестве других телесериалов испытываешь мучительное чувство неловкости за неплохих как будто актеров, явно воспринимающих эту работу как халтуру, как способ быстро и без особых эмоциональных затрат заработать денег и не дать зрителям и продюсерам забыть о себе. В таких случаях всегда вспоминаются слова Раневской - про то, что, снимаясь в плохом кино (о профессиональной халтуре великая актриса не могла и помыслить), актер плюет в вечность. Сериал "Под крышами большого города" ценен и даже по-своему этапен тем, что он при всех его сюжетных недодержках и передержках - из нашей жизни, про сегодня, с типажами и историями, которые зритель может примерить на себя, с простой и ясной моралью: ближнего, несмотря ни на что, надо любить, прощать и защищать, а самопожертвование ради родного человека - это не подвиг, а естественная потребность людей, объединенных семьей. Сериал возвращает слову "семья" его исконный смысл: это именно объединение родных и любящих друг друга людей, а не бандитский или политический клан, связанный круговой и часто кровавой порукой. Возвращаясь, однако, после приятного исключения - летней премьеры - к неприятному правилу телевидения закрывать сезон и предлагать аудитории "секонд-хенд", замечу: повторять фильмы и сериалы еще куда ни шло! А вот повторы регулярных ток-шоу иной раз вызывают недоумение, сопоставимое с показом новогодней "Иронии судьбы" в жаркий летний день. Ну, представьте: в самый разгар этого самого дня в ток-шоу "Принцип домино" (титры внизу бесконечно напоминают зрителям, что это - прямой эфир, куда вы можете позвонить по телефону) сидит на диванчике экстравагантная, как всегда, Лайма Вайкуле, приглашенная в качестве гостьи, а на голове у нее забавная вязаная шапочка с рысьими ушками. Первая мысль: экстравагантность экстравагантностью, но как же надо себя не любить, чтобы в сорокаградусную жару так себя истязать! Смотреть больно. Потом-то понимаешь, что программа повторяется в записи, стало быть, и шапочка уместна, и титры про прямой эфир - не обман: их накладывали тогда, когда это был действительно прямой эфир и когда реальные зрители действительно звонили и дозванивались в студию. А эффект летнего отстранения шапочки с ушками, надетой Лаймой Вайкуле в жару, зимними авторами запланирован не был. Ирония повтора. Или - с легким паром! Поиски жанра, или Как бы ТВ Пока большинство телеканалов, подобно обычным медведям, пребывает в спячке, канал ТВС, как медведь-шатун, бодрствует, то есть продолжает действовать в обычном режиме, если не считать ухода из эфира до сентября "Итогов" с Евгением Киселевым. Этот уход оправдан тем, что политическая жизнь в стране замерла до конца лета, а за неимением политических событий бессмысленной становится и итоговая политическая программа. Зато на минувшей неделе в эфире ТВС стартовал суперпроект Ивана Дыховичного с простеньким, но притягательным для большинства "хомо сапиенсов" названием "Деньги": микст мыльной оперы и реального шоу, как определяли странный жанр сами его создатели и участники в анонсах и предпремьерных интервью. Стало быть, стартовал. И стало быть, я, во-первых, заинтригованная новизной жанра, а во-вторых, на полном безрыбье изо дня в день смотрю сей "микст". И понимаю: либо я ни черта в современном новаторском телевидении не смыслю, либо это никакое не новаторство, а пафосное желание кое-как сляпанную, извините, халтуру выдать за новое слово и поиски невиданного прежде жанра. Намыленная реальность при этом перестает быть реальностью, само "мыло" никак не мылится. Попытки непрофессионалов играть написанные для них роли выглядят жалкими и дилетантскими, а игра профессиональных актеров на этом фоне кажется убогой антихудожественной самодеятельностью. Основа сюжета в том, что несколько молодых людей - радиодиджеев (их изображают и настоящие радийщики вроде Михаила Козарева с "Нашего радио", и актеры - к примеру, Максим Виторган) затевают открытие новой радиостанции, подбив на ее финансирование некоего олигарха (в исполнении самого Ивана Дыховичного). А на этой волне прежде выходило радио "Граммофон", которое делали ветераны радиовещания - эдакие пропахшие нафталином и комичные в своем профессиональном задоре старики и старушки, больше похожие на анпиловских и зюгановских активистов, нежели на работников старого советского радиовещания, коими они по сюжету и являются. Старики, которых юная задорная поросль без зазрения совести намеревается выбросить на улицу, устраивают акции протеста, пытаясь сорвать планы новых владельцев и сотрудников станции, что, впрочем, последним "по барабану" - типа: "слазь, кончилось ваше время". Пересказывать все перипетии и сюжетные линии нет ни смысла, ни времени. Скажу о главном: молодежь решила назвать новую радиостанцию "Как бы радио". И в эфире модное словечко-паразит тоже становится ключевым: "Вы слушаете как бы новости. Передаем как бы музыку. С вами был как бы ведущий". И показалось мне, что в этом "как бы" - ключ к пониманию самого проекта "Деньги". Как бы мыльная опера и как бы реальное шоу, как бы актеры и как бы ди-джеи, как бы олигарх и как бы рекламные агенты. Как бы новое слово в телевидении. Как бы телевидение. Имитация то есть. Подделка. Подмена. Профанация. Р.S. А поскольку почти весь летний телеэфир становится "как бы телевидением", то критику только и остается, что как бы критиковать. Не высасывать же из пальца события, которых нет? Но тут очень кстати телефестиваль "Бархатный сезон" подоспел. Съезжу, посмотрю, что делают коллеги из регионов и стран ближнего зарубежья. Через пару недель вернусь - расскажу. А что вы думаете об этом?
Комментарии
Прямой эфир