Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Жителя Сахалина обвинили в контрабанде рыбы на сумму около 20 млн
Мир
Российского хоккеиста Евгения Малкина ограбили в США
Общество
Путин поздравил сотрудников и ветеранов СК РФ с днем образования ведомства
Общество
Суд в Москве заочно арестовал бросившего в сугроб ребенка блогера Косенко
Общество
Специалисты МЧС продолжают работы по обвалованию танкера «Волгонефть–239»
Общество
Синоптик допустил приход морозов в Москву к 25 января
Армия
Группировка войск «Восток» сорвала действия двух инженерных групп ВСУ в ДНР
Общество
Эдуард Сеновоз объявил об уходе с поста главы Энергодара
Мир
Захарова назвала пожары в Лос-Анджелесе показателем проблем США
Мир
Премьер Чехии заявил о готовности страны перейти на поставки западной нефти
Авто
Новую Lada Iskra и Niva Sport представили в Москве
Экономика
Спрос на новостройки в «старой» Москве снизился на 31% в 2024 году
Общество
Трое пострадавших в авиакатастрофе под Актау россиян остаются в больницах
Интернет и технологии
«ВКонтакте» впервые обошла YouTube по охвату среди россиян
Мир
МВД Эстонии не видит причин полностью закрывать границу с Россией
Мир
В Польше сообщили о поднятии в воздух истребителей из-за якобы активности РФ
Армия
Военные РФ начали продвижение к Красному Лиману в ДНР после освобождения Тернов
Мир
РФ и Вьетнам договорились об укреплении двусторонней торговли и наращивании поставок

Четыре волны забвения

В Министерстве образования подписан приказ о создании специального Центра международных образовательных проектов и программ, который в ближайшей перспективе начнет заниматься экспортом российского образования за рубеж. Если будут достигнуты еще и договоренности о конвертации дипломов ведущих российских вузов за рубежом, появится дополнительная реальная возможность через образовательные программы укреплять связи с двадцатимиллионной диаспорой соотечественников
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл
Реанимация корней Про возглавившую центр профессора, доктора психологических наук Нелли Хрусталеву говорят, что она "попала в струю". Профессор же считает, что это скорее струя попала в нее, так как психологические исследования по русской эмиграции в Израиле, США, Германии проводились ею еще за десять лет до того, как эта тема вошла в моду. - Один из главных выводов этих исследований - соотечественникам за рубежом нужна не только психологическая помощь на родном языке, но и образовательные программы российских вузов, - утверждает профессор. По мнению Хрусталевой, именно они - образовательные программы - могут "реанимировать корни" и контакты со страной исхода. Особенно это важно для детей эмигрантов, которые в будущем смогут выстраивать с Россией свои отношения, поддерживать бизнес и культурные связи. - Из страны "уплывают" активные, образованные личности, способные принимать решения. Те, кто по той или иной причине решил сменить страну проживания, совершают поступок, напоминающий прыжок в космос. И уже поэтому эти люди достойны уважения, - считает Хрусталева. Труднее всего в эмиграции, по мнению профессора, тем, кто на Родине имел значимый социальный статус и высокий уровень притязаний. Дело в том, что механизм успеха и самооценка личности складываются из многих составляющих - шарм, обаяние, возможность подать себя. И вдруг - всего этого лишиться... и превратиться в глухонемого безработного. - Люди не только уезжают сами. Они увозят с собой своих хороших, перспективных детей - в подарок другой стране. Этих детей Россия может потерять, а может и сохранить, - подчеркивает психолог Хрусталева. - Через специальные образовательные программы, в том числе и через программы дистанционного обучения, можно выстроить с ними и с их родителями надежные "мосты". Кстати, за последние годы начинает меняться представление об эмигранте. Он уже не считается навсегда "умершим" на Родине. Многие, особенно мужчины, оставляют за границей жен и детей, а сами работают в России, чтобы реализовать себя, получить признание в говорящем на родном языке мире и заработать деньги. Поэтому тема российского образования, в том числе и экспорта его за рубеж, в последние годы стала более чем актуальной. Образованию вновь досталось некоторое государственное внимание - увеличились бюджетные ассигнования, более терпимой к людям, расходующим деньги на образование, стала налоговая политика государства. Разработана новая система выплаты стипендий по категориям - экономическая, социальная, правительственная. Но говорить о наличии в России государственной политики в области экспорта образовательных услуг пока не приходится. Успех обеспечен Российские традиции "экспорта образования" существуют - это прежде всего Вьетнам, Монголия, страны Африки и Азии. Восстановить позиции там возможно, но уже поделив студентов с французскими, британскими, американскими университетами. Новые рынки для российской образовательной продукции будут скорее всего складываться, ориентируясь на российские диаспоры за рубежом. - Экспорт российского образования в Канаду возможен, но лишь при наличии адекватного маркетинга и конкурентоспособной продукции, - сказал "Известиям" пресс-секретарь российского посольства в Торонто Валерий Назаренко. - Канадское стремление продавать собственный образовательный продукт общеизвестно, но если филиалы престижных вузов появятся в Торонто, где, по различным оценкам, живет около 200 тысяч русских, это будет интересно. Я не могу поручиться за коммерческий успех, но успех со стороны соотечественников обеспечен так же и потому, что не все сейчас уезжают насовсем. По словам Назаренко, попытки Министерства образования привлечь студентов из Канады в российские вузы предпринимаются. В прошлом году Россия предоставила Канаде 15 стипендий для желающих учиться в России, в этом - 10. Соответственно желающих было - 4 и 2 человека. - Так как Министерство образования проводит обработку пакета необходимых документов, - пояснил Назаренко, - выдержать волокиту невозможно. И даже те, кто желал учиться в России, в итоге - отказываются. В Санкт-Петербургском государственном университете уже пять лет успешно действует пилотная программа по подготовке бакалавров психологии среди русскоязычных эмигрантов в Германии. Полученное в ее рамках образование позволило многим из них найти свое место на немецком рынке труда. А российскими студентами - жителями ФРГ был создан телефон экстренной психологической помощи для русскоязычного населения Германии, который в отличие от подобных себе работает круглосуточно. Грузите учебники бочками Логично было бы экспортировать российское образование в страны СНГ, но и здесь пока есть непреодолимые препоны. - Проблема экспорта проста и сложна одновременно, - сказал "Известиям" председатель правления балтийского русского института Станислав Бука. - Например, жестко прописано нормативное законодательство РФ, где предписывается обязательно лицензировать филиал по месту образования, недавно же принято положение об обязательном указании в дипломе места получения образования. Сейчас в Латвии все-таки присутствует несколько филиалов российских вузов - только два из них получили местное разрешение на официальное открытие филиала. У большинства из них нет московского разрешения от Министерства образования. Резонный вопрос: законно ли подобное образование вообще? Около десятка подобных вузов работает в Эстонии, 5-6 в Латвии, 3-4 - в Литве. Что касается Латвии, там (по полуофициальным данным) российское образование таким образом получает около тысячи студентов. При этом речь идет о вузах и колледжах, которые зачастую реализуют свои программы обучения параллельно обучению в школе. Подобное образование превращается в легальный способ покупки диплома. - Я сторонник того, чтобы российское образование присутствовало на всей территории мира, - сказал Бука, - но нынешнее положение дел его только дискредитирует. Кстати, именно в Латвии известны случаи, когда филиал московского вуза открывался за базе начальной малокомплектной школы. Нет, сынок, это фантастика Тенденция мирового рынка образовательных услуг понятна - образование становится интернациональным. И если мы не попадем в уже уходящий поезд, то безвозвратно отстанем. И российское образование будет не более чем провинциальным. - Проблема в том, что наши стандарты не соответствуют заграничным, - сказал "Известиям" профессор, проректор МГИМО, декан политологического факультета Александр Мельвиль. - Рано или поздно мы должны будем на него перейти и готовить не специалиста за пять лет, а бакалавра и магистра. Следующий вопрос - наши вузы не имеют кредита доверия на Западе. Отчасти в этом виноваты советские традиции, отчасти плохой пиар, отчасти - язык обучения. Европейский переход на английский язык как рабочий для МГИМО - очень серьезная проблема. По мнению Мельвиля, филиалы ведущих российских вузов за рубежом - утопия. - Поддерживать нужный уровень образования в филиалах - нереально, - считает Мельвиль, - русские дипломы за рубежом практически не признаются. В мире вообще нет единого центра, который бы занимался конвертацией дипломов. Есть двусторонние отношения университетов - и только. Проблема конвертации существует. В Канаде ее решают в каждой провинции отдельно - федерального минобраза там нет. И даже если диплом эмигранта будет признан, для трудоустройства ему потребуется еще одна вещь - канадский опыт работы. То же самое и в Латвии, где полулегально существующие российские вузы обучают по российским программам. И после пяти лет учебы юрист получается неконкурентоспособный и, простите, неполноценный. То, что в неосвоенном образовательном рынке таится немалый потенциал и немалая коммерческая выгода, становится понятным хотя бы потому, что интерес к нему в последнее время выказывают структуры, к образованию никогда никакого отношения не имеющие, в списке есть даже крупные нефтяные компании. По мнению экспертов ЮНЕСКО, оказание иностранным гражданам образовательных услуг может стать одним из самых прибыльных видов экспорта ХХI века. Кстати Среди иностранных студентов в России преобладают граждане азиатских и африканских стран - Монголия, Вьетнам, Китай, Япония, Йемен, Ангола, Нигерия, Кения, Шри-Ланка, Камерун, Мали. Значительное число учащихся из Палестины, Ливана и Бангладеш. Единственная европейская страна, из которой отмечается постоянный поток студентов в Россию, это Финляндия. Из жителей ближайшего зарубежья по числу студентов лидируют граждане Таджикистана, Украины, Киргизии, Молдовы, Армении. В иностранных филиалах российских вузов в СНГ учатся около 7 тысяч студентов. По данным Британского совета, только в Великобритании обучается более 40 тысяч россиян. А что вы думаете об этом?
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир